Анализ: последствия реформирования экономики Беларуси по сценарию МВФ

 
271
12 ноября 2011 в 17:46
Источник: Владимир Лужнев, экономист
Источник: Владимир Лужнев, экономист

Пришла пора признать, что существующая экономическая модель Беларуси оказалась на данном этапе развития республики нежизнеспособной. Когда в стране за один год вырисовывается трехзначная инфляция, уровень доходов населения падает в разы, возникает дефицит валюты и отдельных товарных групп, а внешний долг стремительно нарастает — это говорит о серьезных структурных перекосах в самой модели экономического развития.

Ресурсов поддерживать такую систему уже не осталось. Следовательно, реформы просто жизненно необходимы. Рецепты нужных решений есть. Осталось только оценить глубину последствий этих решений.

Что предлагает МВФ и ЕврАзЭС:

1) жесткое ограничение кредитования по госпрограммам;

2) жесткая денежно-кредитная политика;

3) приватизация госсобственности;

4) сдерживание роста заработной платы;

5) повышение уровня возмещения населением затрат на услуги ЖКХ и транспорта за счет роста тарифов;

6) проведение структурных реформ в части реформирования предприятий, банковского сектора, процесса приватизации, либерализации цен.

Ограничение кредитования по госпрограммам

Ничего необычного в этих требованиях нет. МВФ предлагает подобные условия практически всем странам, обращающимся за финансовой поддержкой. Фактически МВФ предлагает привести экономическую модель в равновесное состояние.

К чему приведет выполнение этих пунктов? Первый пункт уже с января 2012 года может воплотиться в жизнь. Предложенное Министерством экономики финансирование государственных программ на 2012 год в размере 12 трлн рублей эквивалентно 2,4% валового внутреннего продукта против 8% ВВП в 2011-м. То есть ожидается примерно трехкратное сокращение.

В первую очередь это ударит по строительной отрасли, где государственное финансирование будет практически свернуто. Уже в нынешнем году за январь — сентябрь падение ввода жилья в эксплуатацию составило 20,5%. На фоне существенного сокращения реальных доходов населения, строительная отрасль может ужаться в новом году на 40—50%.

Кредитование государственных программ за счет ресурсов правительства согласно условиям кредитования Антикризисного фонда ЕврАзЭС должно быть сокращено до 3% ВВП в течение 2012 года, а на 1 октября 2013 года составлять не более 0,75% ВВП.

Следующей жертвой сокращений может стать сельскохозяйственный комплекс страны. Уже сейчас около 80% организаций этого сектора находятся на уровне нулевой рентабельности либо убыточны. Вместе с сокращением государственного финансирования может начаться лавинообразное банкротство таких организаций. А перекредитоваться под рыночный процент окажется совершенно неподъемным.

Денежно-кредитная политика

Главное требование кредиторов в области денежно-кредитной политики — это выход ставки рефинансирования на уровень, перекрывающий уровень инфляции.

Минэкономики Беларуси ожидает в 2011 году инфляцию на уровне 118%, следовательно, ставка рефинансирования должна быть поднята до 120% как минимум. Однако это в итоге практически остановит всякое кредитование бизнеса. Если еще учесть, что существенное количество кредитов внутри РБ завязано на уровень ставки рефинансирования, следом может наступить лавинообразный рост просрочек по текущим платежам. У банковской системы наступит новый кризис, и ее придется спасать эмиссионной накачкой и новым разгоном инфляции. К тому же такой резкий рост платежей по кредитам среди населения может вызвать социальный взрыв и беспорядки наподобие греческих.

Таким образом, повышение ставки рефинансирования – обязательная мера, но проводиться оно будет постепенно, с учетом перечисленных рисков.

Приватизация госсобственности

Приватизация госсобственности — самый очевидный и быстрый способ затыкания финансовых дыр. Главная проблема в том, что на фоне бушующего кризиса как внутри страны, так и в мире, ценность госактивов для иностранных инвесторов стремительно падает. Тем не менее, Антикризисный фонд ЕврАзЭС поставил жесткие рамки. Доходы бюджета от реализации государственной собственности должны составить не менее $2,5 млрд за 2011 год, столько же за 2012 год и не менее $1,2 млрд за январь — сентябрь 2013 года.

Закрыть такие суммы можно только продажей крупных государственных компаний. В этом году, скорее всего, завершится продажа пакета акций «Белтрансгаза», что полностью удовлетворит требования ЕврАзЭС по приватизации на 2011 год.

Остается открытым вопрос о приватизации в 2012 году. Какие компании и кому именно будут проданы, пока неизвестно. Однако с полной уверенностью можно говорить о широком участии российского капитала в процессе приватизации. Большинство наших крупных предприятий интересны именно российскому капиталу, так как и рынки сбыта этих компаний ориентированы на Россию.

Заработная плата

Требования по сдерживанию роста заработной платы исходят как от МВФ, так и ЕврАзЭС. Связано это с тем, что Беларусь на протяжении последних лет жила не по средствам — страна тратила больше, чем зарабатывала. Темпы роста заработной платы существенно опередили темпы роста производительности труда. Поэтому в ближайший год-два должен произойти обратный процесс — темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста заработной платы.

Зарплаты в бюджетной сфере также должны быть заморожены до приведения экономики в состояние равновесия. Это будет очень тяжелое и непопулярное решение, и скорее всего, тот, кто его возьмет на себя, в конечном итоге лишится занимаемой должности. Однако если откладывать принятие тяжелых решений, то ситуация будет только ухудшаться и из плохой может перейти в разряд катастрофических.

Затраты на услуги ЖКХ и транспорта

По словам вице-премьера РБ Сергея Румаса, сегодня население оплачивает 20,8% стоимости услуг ЖКХ, все остальное доплачивает государство. Антикризный фонд ЕврАзЭС поставил условием выдачи кредита доведение уровня возмещения стоимости услуг ЖКХ до 35% в 2012 году. Следовательно, стоимость оплаты услуг ЖКХ населением должна вырасти почти в 1,5 раза. Если учесть инфляцию 2011 года и прогнозируемую инфляцию 2012-го, то жировки должны потяжелеть к концу 2012 года в 3—4 раза и в 2 раза к концу 2011 года.

Что касается услуг общественного транспорта, то, по словам директора ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерия Шкуратова, себестоимость одной поездки в общественном транспорте Минска составляет около 2,5 тыс. рублей. К концу 2011 года уровень тарифов на услуги транспорта должен покрывать 70% затрат. Таким образом, до конца года стоимость проезда будет повышена примерно до 1800 рублей. А к концу 2013 года уровень тарифов на услуги транспорта должен будет покрывать 90% затрат, то есть цена проезда составит около $0,25.

Итоги

Реформы нашей экономики действительно необходимы. Затягивание и саботирование этих реформ будет только ухудшать ситуацию, а расплачиваться в итоге придется всем и помногу.

Населению и бизнесу придется научиться выживать и бороться за свое благоденствие. В этом вопросе государство больше не помощник — ресурсов для этого не осталось.