Какие сувениры и за сколько можно купить в минских магазинах? (фоторепортаж)

 
5676
17 марта 2012 в 15:53
Автор: Евгений Варакса
Автор: Евгений Варакса

Вчера в Беларуси были опубликованы даные по количеству «официальных» туристов, посетивших нашу страну в 2011 году. Таковых из почти 6 млн визитеров оказалось, по данным Белстата, всего около 50 тысяч человек (не считая российских туристов). Вместе с россиянами эта цифра выглядит намного внушительнее — около 130 тысяч человек. Много это или мало? В Государственной программе развития туризма в стране на 2011—2015 годы запланировано, что уже через три года к нам приедут почти 200 тысяч «официальных» туристов. 

В целом на экспорте туристических услуг (опять же, по методологии Белстата) планируется заработать более полумиллиарда долларов. Отметим, что в 2010 году было всего 146 млн долларов.

 Топ-5 стран, из которых в Беларусь приезжают «официальные» туристы (данные Белстата)

Как отмечают эксперты, объем того, что еще нужно сделать, просто огромный. В нашем случае хотелось бы остановиться на сувенирном бизнесе, которому в программе развития туризма отводится немалая роль. «Каждый приехавший должен обязательно потратить свои кровные на какой-либо памятный знак или полезную вещицу», — считают чиновники. Onliner.by решил пройтись по минским магазинам и посмотреть, что же предлагают отечественные производители.

Сразу стоит отметить, что найти сувениры в Минске не так просто. ГУМ, ЦУМ, вокзал, несколько других крупных торговых центров да парочка специализированных торговых точек — практически всё. Соглашаются с данной проблемой и в Министерстве спорта и туризма Беларуси. Как отметил в беседе с корреспондентом Onliner.by пресс-секретарь министерства Владимир Нестерович, ситуация действительно требует улучшения. Вполне возможно, что магазинов, торгующих «сувениркой», в центре города станет больше после того, как часть улиц Интернациональной и Революционной сделают пешеходной.

«Я знаю, что председатель Мингорисполкома Николай Ладутько внимательно подходит ко всем проблемам. И он весьма заинтересован в развитии туризма», — подчеркивает Нестерович.

Требует улучшения и ситуация в регионах, куда туристы приезжают, но купить что-то на память могут не всегда. «В регионах чаще купишь какие-то китайские сувениры, чем что-то, посвященное этому месту, — рассказывает пресс-секретарь Министерства спорта и туризма. — Однажды мы были с группой, в том числе и министром, в Несвиже, так девушка, которая проводит всегда экскурсии, сама не знала, что в центре города есть достойный магазин с сувенирами».

Пока выбор сувениров небогатый: изделия из глины, соломки, деревянные шкатулки, тарелки с государственной символикой.

Основная часть сувениров производится государственным производственно-торговым объединением «Белхудожпромыслы» Управления делами президента. В его состав входит 16 фабрик. «Этнический характер белорусского народного искусства и традиционных ремесел и сейчас является актуальным, продолжая влиять на процессы создания современных изделий художественных промыслов», — заявлено в качестве миссии на сайте объединения.

Активно используется в белорусских сувенирах и образ зубра.

 

Часто у отечественных производителей встречаются и всяческие сувениры-обереги: «на счастье» «от болезней», «для денег» и др. Как рассказали нам продавцы, такие вещи раскупаются не только туристами, но и самими белорусами в качестве подарка на День рождения или Рождество, Новый год.

«Ассортимент нужно увеличивать», — уверены в Министерстве спорта и туризма. «Многие предприятия не уделяют должного внимания выпуску сувенирной продукции, у них просто выполняется план. Я не буду называть конкретные предприятия, чтобы не делать им антирекламы, но там не думают, что многие их вещи потом просто никто не купит!» — подчеркивает Владимир Нестерович.

Актуальная проблема и то, что сейчас, например, в Минске редко можно найти сувениры, посвященные другим значимым белорусским городам. Производители ограничиваются столичными видами и этнографическими мотивами. Хотя в стране около 15 тысяч исторических объектов, а главными историческими городами на сайте президента названы Полоцк, Новогрудок, Туров, Гродно и Несвиж.

Огромный пласт непроделанной работы и в производстве магнитов. Крупные государственные фабрики ими почему-то не занимаются. А частникам не хватает оборотных средств и... заинтересованности со стороны государства.

«Нельзя останавливаться на том ассортименте, который есть сейчас, — уверен предприниматель Владимир, занимающийся выпуском сувенирной продукции. — Инициатива должна исходить от руководящих органов. Для этого много не надо: должны поступать заказы от местных властей и организаций. Без финансовых вливаний ничего не получится».

При этом, как рассказал бизнесмен корреспонденту Onliner.by, представители государственной власти не всегда хотят работать с частником, особенно в регионах. «Мы не котируемся в их глазах», — подчеркивает он.

Доходит до того, что магниты просто заказываются в Китае, хотя и стоят они при этом дороже произведенных в нашей стране.

Встречаются на полках минских магазинов и обратные примеры — фигурки китайца и слона, произведенные в Беларуси.

Большие надежды на увеличение количества «сувенирки» связаны с Чемпионатом мира по хоккею, который должен состояться в нашей стране в 2014 году.

Предприятия уже начали представлять свои варианты сувенирной продукции к спортивному форуму. «Состоялось несколько заседаний специальной комиссии. Производители демонстрировали свои наработки. Среди них есть весьма достойные», — рассказали Onliner.by в Министерстве спорта и туризма.

Новые товары должны появиться в открытой продаже уже в нынешнем году. На вопрос о том, что делать с сувенирами в случае отмены мирового первенства, в компаниях пока отвечать не хотят. Руководители предприятий все же верят, что хоккейный чемпионат в Беларуси состоится и они смогут на нем неплохо заработать.

Пока же иностранные туристы массово вывозят от нас текстильные изделия. «Покупателей у нас всегда много, — говорит Ольга, продавец одного из крупнейших столичных универмагов. — Хотя трудно сказать, туристы это или белорусы: говорят все на одном языке. Иногда только попадаются россияне, которые просят помочь разобраться в „нулях“ на белорусских деньгах. Попадаются и такие, кто искренне удивляется, почему у нас нельзя расплатиться внутренней российской карточкой „Сбербанка“».

По ее словам, чаще всего покупают льняные полотенца, салфетки. «Хорошо продаются наши постельные наборы, хоть они и подорожали в последнее время», — рассказала продавец.

Средняя продолжительность пребывания иностранного туриста в Беларуси в 2011 году составила около 5 дней, при этом каждый отечественный турист выезжал отдыхать за границу на 9 дней. В Министерстве спорта и туризма уверены, что такую пропорцию нужно менять за счет создания достойного сервиса и инфраструктуры на всех туристических объектах страны.

«Соответствующая работа активно ведется», — подчеркивают чиновники. Однако ассортимент в сувенирных магазинах из года в год пока так и не претерпевает значительных изменений.