Печальные результаты ЦТ по математике — вовсе не от того, что молодежь поглупела (интервью)

 
7859
30 июня 2012 в 11:00
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой

Опять двадцать пять. Результаты тестирования по техническим предметам каждый год приводят в уныние. Около 800 «нулей» и 11 тыс. «двоечников», которые не смогли набрать даже 7 баллов — итог нынешнего ЦТ по математике. Кто в этом виноват? Составители тестов, глупые школьники, ленивые учителя или неповоротливые чиновники-реформаторы от образования? Об этом мы беседуем с известным минским репетитором Евгением Ливянтом.

— Понятно, что тест для того и придуман, чтобы отделить «зерна от плевел». Но тысячи абитуриентов не смогли решить даже одну-две математические задачи! Почему?

— Скажу сразу, что дело здесь не в заданиях. Наоборот, тесты по математике в этом году составлены очень качественно. Даже чтобы решить задания А1, самые первые, надо было что-то знать. Вот пример из А1. В одной из задач был дан равнобедренный треугольник, один из его углов. Надо было найти остальные. Понятно, что это простейшее задание. Но ученик все равно должен был знать, что сумма углов треугольника — 180, что в равнобедренном треугольнике два угла равны. Иначе ответ не найдешь! Сложные задания также были решаемы школьными методами. Если ученик прорешал школьный учебник и какой-то общеизвестный сборник для поступающих, даже без помощи репетитора он должен был набирать высокие баллы. Смотрите, «стобалльников» в этом году больше. Это говорит о том, что тест по математике идеально расставил учеников — кто-то не знал ничего, кто-то подготовился отменно. А вот с физикой — диаметрально противоположная ситуация. Тест был неадекватен знаниям абитуриентов и школьной программе. Поэтому результаты окажутся катастрофически низкими. Учеников, которые не пройдут барьер в 7 баллов, будет еще больше, а количество хороших результатов — меньше.

— Вернемся к математике. Большое количество тех, кто «не знает ничего», — это нормально?

— Конечно, нет. Не хочу повторять общеизвестные вещи, но общая ситуация с преподаванием технических предметов просто отвратительная! С каждым годом уровень базовой школьной подготовки все ниже. Это тенденция. Печальные результаты ЦТ по математике — вовсе не от того, что молодежь поглупела. С мозгами у школьников все в порядке, как и с мотивацией. А вот уровень подготовки — не просто ужас, а, как в том анекдоте, «ужас, ужас, ужас…»

— Насколько учителя заинтересованы в хороших результатах ЦТ?

— Нет никакой заинтересованности. Ведь работа учителя у нас оценивается не по реальным результатам, а по бумагам, которые он заполняет. Поощрения и санкции бывают редко. Например, когда ученику дали золотую медаль, а он пишет на 20 баллов ЦТ, вряд ли у школы будут какие-то неприятности. Кстати, если бы отслеживалось результаты медалистов на ЦТ, то школы вообще не рисковали бы выдавать медали, опасаясь возможных проблем.

— Педагоги не хотят работать, потому что им платят копейки?

— Тут нет однозначного ответа. Все в комплексе. Низкие зарплаты, отсутствие соцпакета. Падение престижа профессии. Незащищенность учителя. Если раньше педагог был фигурой, то сейчас он — вроде официанта в кафе, к которому пришли наглые посетители, чтобы «покачать права». Убегают учителя и из-за чудовищной бюрократии, которую развели в школе. Плюс к этому — отвратительные учебники и отвратительные школьные программы. И никаких тенденций к улучшению. Наоборот, во многих педагогических вузах в прошлом году не смогли набрать студентов даже на бесплатные отделения! Такого раньше не было никогда.

— Что остается? Сложить руки и ждать, пока образование упадет до такого уровня, что проблему уже нельзя будет игнорировать?

— Я абсолютно уверен, что открывать глаза чиновникам не надо, они прекрасно владеют ситуацией. Самая главная проблема в том, что официальные органы отказывают прилюдно признать существование проблемы. У нас все хорошо! С таким подходом мы ничего не изменим. Надо говорить о ситуации открыто и начинать ее исправлять.