Диагноз — ПТУ: почему у государства не получается принудить молодежь учиться на плотника и швею

 
6830
08 августа 2012 в 16:24
Автор: Артур Боровой. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Артур Боровой. Фото: Аркадий Соболев

Несколько лет назад в Беларуси захотели реформировать систему профессионально-технического образования. Государство уразумело, что экономике нужны рабочие руки, а не белые воротнички. Из ПТУ сделали колледжи и лицей, перебили «шильды» на входе, улучшили матбазу. Но бурной популярности рабочих профессий так и не достигли. Мы еще раз убедились в этом, побывав на финише приемной кампании в некоторых учебных заведениях «среднего» звена.

В аудиториях Минского государственного профессионально-технического колледжа строительства и коммунального хозяйства скучают сотрудники приемной комиссии. «Как-то мало желающих к нам поступать», — виновато говорят они.

Речь о выпускниках 11-х классов — девятиклассников худо-бедно набрали. А вот школьники постарше техниками-технологами-строителями (такая квалификация присваивается после обучения) становиться не спешат.

В Минском государственном профессиональном лицее №13 тоже ждут поступающих. Сроки приема документов продлили.

В профессиональном лицее №14 деревообрабатывающего производства и транспортного обслуживания ажиотаж среди 9-классников на специальность «слесарь по ремонту автомобилей». С 11-классниками грустно. Недобор и слесарей, и столяров, и электромонтажников.

Возле лицея встречаем парня, который только что занес документы. «Хотел идти в БНТУ, но на тестах набрал 50 баллов, — говорит Сергей. — Не хочется в армию загреметь, а так, конечно, даже и не подумал бы про ПТУ…»

Сотрудники новоявленных колледжей признают: недоброе словечко «пэтэу» преследует их до сих пор. Какой тут имидж — одни предрассудки.

«Строительные профессии сейчас востребованы, они высокооплачиваемы, но молодежь их боится как огня, — рассуждают преподаватели. — Наверное, все же надо гораздо активнее рекламировать наше образование, как это делают, к примеру, программисты».

Какая уж тут реклама, если даже интернет-страничек (не говоря о сайтах) у многих образовательных учреждений нет. Стыдно…

Минский государственный машиностроительный колледж — один из лучших в Минске. Свой сайт имеется, видеоролик о колледже «залит». Учащихся из числа тех, кто поступал на основе общего базового образования, здесь набрали по всем специальностям. С 11-классниками тоже порядок.

«Будем учиться на «экономике и организации производства», — говорит глава семейства, который привел поступать дочь. — Не смогли поступить в БНТУ, зачем год терять? В следующем снова в вуз пойдем».

У ССУЗОВ, которые готовят специалистов для работы в сфере обслуживания, дела с набором обстоят неплохо. А вот в минском государственном колледже швейного производства недобор.

«Не хватает швей. Не хочет молодежь шить», — разводят руками сотрудники приемной комиссии.

Почему не хотят? Может, мало платят? В списке предложений на сайте Мингорисполкома вакансии стартуют от 2 млн. Не густо, чего уж тут удивляться, что желающих мало… Хотя некоторые все же рискуют. Три подруги 9-классницы, которых мы встретили рядом с колледжем, успешно прошли собеседование. О будущем, правда, рассуждать они не захотели: мало ли, сколько еще работ придется поменять… А навыки швеи никогда не помешают.

Прием документов в некоторых ссузах решили продлить. Глядишь, и закроют «дырки». А в министерстве образования снова будут думать, как же поднять этот самый «рабочий» престиж. Пока идей немного. Министр Сергей Маскевич недавно заявил, что школьников будут активно учить адекватной самооценке — чтобы понимали, чего они стоят. Повысят требовательность и к претендентам на студенческий билет — чтобы в вузы проходили лишь самые лучшие. Про активный пиар рабочих профессий речь также шла, но пока без конкретики.