Итальянец о бизнесе в Беларуси: местные предпочитают торговать соляркой, но не работать за 2 млн

 
1378
20 августа 2012 в 16:38
Источник: «Вечерний Брест»
Источник: «Вечерний Брест»

В Беларуси непросто вести бизнес, поэтому власти лелеют каждого инвестора, как малое дитя. По крайней мере, об этом постоянно говорят с трибун. Сами же представители иностранных бизнес-кругов об условиях своей работы предпочитают не распространяться. Иногда, впрочем, бизнесмены все же решаются на откровения.

Высказывания итальянца Машиоли Катулло, собственника фирмы-резидента СЭЗ «Брест» ИООО «НТ Трейд Груп», приводит газета «Вечерний Брест». Некоторые из них показались нам любопытными.

Белорусские чиновники красиво улыбаются

Изменение моего менталитета в отношении бизнеса в Беларуси началось с закрытия крупного инвестиционного проекта компании «Биалетти Индустрие», — говорит Катулло. — В сентябре 2004 года эта компания — один из крупнейших в Европе производителей гейзерных кофеварок и посуды с антипригарным покрытием — зарегистрировала в СЭЗ «Брест» дочернее предприятие «Биалетти Брест». Я был в то время генеральным директором международного инвестиционного проекта. Для его реализации было предложено здание радиотехнического завода (вариант аренды главу компании Франческо Ранцони не интересовал). Инвестора настоятельно убеждали сделать хороший ремонт здания в центре города. Вначале ему предложили цену $600 тысяч. Через полтора дня пересчитали и предложили новую цену — $800 тысяч, а еще через несколько дней — 1 млн 200 тысяч… В итоге Франческо Ранцони перевел свой бизнес в Турцию.

Там ему подарили (!) здание площадью 20 тыс. кв. м. Они сказали: делай что хочешь, но открой 500 рабочих мест. Как он высказывался об этой истории в итальянской прессе — вам не передать. А то, что участники проекта здесь, в Бресте, умеют улыбаться, по мнению бизнесмена, ни о чем не говорит. Ему, богатому человеку, и в Италии все улыбаются.

Белорусы предпочитают торговать соляркой, но не работать за 2 млн

Где взять квалифицированную рабочую силу, если многие предпочитают торговать соляркой, нежели ходить на работу за 1,5—2 млн рублей? Людей можно понять, потому что все стоит дорого. Моя жена едет в «Корону» за продуктами и оставляет там за один раз около 300 тыс. рублей. Чтобы обеспечить человеку прожиточный минимум и закрепить его на рабочем месте, надо платить зарплату хотя бы 3 млн рублей. Инвесторы тоже все это видят.

Как итальянца «кинули» с квартирой

Я уже более 10 лет живу в Беларуси, оставаясь гражданином Италии. Налоги плачу в двух странах. Меня такое положение устраивает. Но до недавнего времени, когда были внесены изменения в законодательство, я не мог приобрести здесь в собственность квартиру, не имея вида на жительство. В то время я работал в «Теле Систем Брест» и решил урегулировать жилищный вопрос с помощью одной из сотрудниц. Не доверять ей у меня не было оснований. По нашей договоренности с ней я оформил покупку квартиры в одном из новых домов на ул. Московской на ее имя. Это обошлось мне в 68 млн рублей (в ценах 2010 года).

В дальнейшем я намеревался оформить квартиру на свою фирму (в «Теле Систем Брест» моя доля в уставном фонде составляла только 30%). Но затем эта женщина стала утверждать, что приобрела квартиру на свои личные средства, и решила ее присвоить. В настоящее время стоимость этой жилплощади выросла в разы. Я обратился с заявлением в прокуратуру о признании сделки недействительной. Разбирательство длится больше года.

В июне этого года ОВД Московского района Бреста повторно вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Это постановление было отменено заместителем прокурора Московского района Бреста. Основание: проверка проведена неполно, не выяснены существенные обстоятельства по делу. Несмотря на то, что первоначально эта женщина признала меня собственником этой квартиры, и на другие весомые, с моей точки зрения, аргументы (включая материальное положение обоих и ее прежнюю судимость, которую она скрыла от всех, и от милиции тоже), дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

Устал и ухожу

Недавно я общался по интернету с заместителем министра экономики Италии. На вопрос о том, как складывается здесь ситуация, я ответил: «Нормально. Просто у меня есть определенные проблемы». Хотя я всерьез подумываю о том, чтобы закрыть здесь свой бизнес и уехать в Италию. Видимо, по мнению некоторых, я здесь и так задержался, многое вижу и знаю.