Бизнес по-белорусски: почему минские чиновники не любят теплоходы и мешают развитию водного туризма

 
455
27 августа 2012 в 15:46
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой

«В Минске создадут бренд города». «Количество иностранных гостей планируют увеличить в несколько раз». «Ладутько поручил построить 20 гостиниц к чемпионату мира по хоккею»… Разговоры о туризме приелись, как сводки с посевной. Кажется, сказано столько слов, что Минск уже давно должен быть лучшим городом на земле. Но что-то не получается. Почему? Достаточно приглядеться к частностям. Например, к развитию водного туризма.

«Продается двухпалубный прогулочный теплоход „Новы Нясвiж“. Порт приписки — „Комсомольское озеро“. Стоимость $145 тыс. Торг», — такое объявление размещено на одном из сайтов в интернете. Связавшись с владельцами судна, мы узнали, почему теплоход решили продать и кто мешает развитию в столице перспективного туристического направления.

— Сейчас в Минске работают три теплохода, — говорит директор минской компании Артур Шуляк. — Для европейского города это, мягко говоря, несолидно. Вместе с британскими партнерами мы разработали инвестиционный проект о создании в акватории реки Свислочь сети из пяти теплоходов. Общая стоимость проекта — $5 млн. Вместе с судами предполагается организовать систему речных вокзалов, которые могли бы работать в качестве пивных ресторанов, продающих белорусское пиво. Ведь на одном теплоходе не заработаешь. Фактически, использовать его можно только 4 месяца в году, большие деньги тратятся на обслуживание. Такой пример: чтобы только достать теплоход на берег, а это требуется один раз в два года, надо $4 тыс. отдать за кран. В общем, необходима водная инфраструктура — только в комплексе бизнес будет приносить прибыль. Средства при этом — зарубежные, есть инвестор, готовый платить…

— Не нашли понимания в Мингорисполкоме?

— Да нам даже ответа на нашу инициативу не дали! Ладутько был вчера на Комсомольском озере и сказал убирать причальные понтоны… Куда их убирать, зачем? Там все по закону. Более того, сегодня есть предложение главы Центрального района вообще теплоходы с реки Свислочь изъять. Мотивировка следующая: нет теплохода — нет проблем. Вот приключилась недавно ситуация, теплоход наших коллег столкнулся с лодкой, погиб человек. Значит, нужно все убрать. Ну не глупость ли? Давайте уберем все автомобили с улиц.

Шуляк говорит, что городская администрация регулярно чинит бизнесменам препоны. Например, непросто работать в праздничные дни.

— В День города в 6 часов прибегает милиция: говорят, по набережной больше нельзя ходить. В День победы ветеран подошел — дескать, хочу прокатиться, а его оттесняют: «Извини, дедушка».<

«Мы, как судовладельцы, выживаем, а нас — выживают», — резюмирует директор компании.

— Чиновники разводят руками: а что с вами делать? Да ничего! Нигде в мире речной транспорт не подчиняется мэрии. Есть речной регистр, есть масса законов, которые выполняем, чтобы работать. Но нашим чиновникам этого не понять.

Идею с ивестиционным проектом бизнесмены, впрочем, не забросили. Они рассчитывают на помощь президента страны, который, ознакомившись с предложением, скажет: да, теплоходам в Минске быть. Главное, чтобы терпение к этому моменту у зарубежных партнеров не лопнуло.