Проект создания в Витебске новой авиакомпании заглох: власти целый год не утверждали генплан, инвестор перестал платить зарплаты

 
482
30 октября 2012 в 10:25
Источник: «Народныя навіны Віцебска»
Источник: «Народныя навіны Віцебска»

В середине мая нынешнего года заместитель председателя Витебского облисполкома Олег Мацкевич анонсировал появление в Беларуси второй авиакомпании. Тогда он рассказал, что в течение недели первые самолеты L-410 для авиакомпании «Витавиа» прибудут в витебский аэропорт. Однако до сих пор этот проект так и не реализован, а сотрудникам компании в Витебске перестали платить зарплаты.

Началась история «Витавиа» в июне 2011 года, когда председатель облисполкома Александр Косинец, на тот момент министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Иван Щербо и член совета директоров чешской компании PDW-group s.r.o. Павел Городнов подписали инвестиционный договор о создании на базе аэропорта Витебск авиатранспортной компании. Для большей солидности при подписании присутствовал еще и вице-премьер Анатолий Тозик, сообщает сегодня ресурс «Народныя навіны Віцебска».

Белорусских чиновников не смутило, что у компании PDW-group s.r.o., обещавшей инвестировать в бюджет Витебской области 50 млн евро, уставной фонд составляет всего 5 млн чешских крон, или около 200 тыс. евро.

Как бы то ни было, в Беларуси зарегистрировали иностранное частное унитарное авиатранспортное предприятие «Витавиа», оно начало набор персонала и подготовку пакета документации, необходимой для осуществления авиаперевозок. PDW-group s.r.o. с Aircraft Industries был заключен контракт стоимостью 7 млн евро на сборку двух самолетов L-410 и обучение шести летчиков и шести техников.

Проблемы возникли, когда «Витавиа» в феврале 2012 года согласно контракту хотела отправить летчиков на обучение в Чехию. Оказалось, что самолеты построены (они и сейчас еще находятся на заводе), но деньги за них не заплатили. Чехи отказались оформлять визы и обучать белорусский персонал, пока не получат хоть каких-то денег по контракту.

Инвестор в лице Павла Городнова объяснял, что он не может перечислить деньги, пока не утвержден генеральный план развития компании. Действительно, если Витебский облисполком подписал генплан еще в конце 2011 года, то добиться его утверждения Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь оказалось нелегко.

По словам заместителя директора по организации летной работы «Витавиа» Ивана Новичкова, там, мягко говоря, встретили без энтузиазма появление потенциального конкурента «Белавиа». Новой авиакомпании предлагали отказаться от международных пассажирских и грузовых авиаперевозок, а ограничиться только рейсами внутри Беларуси. Не нужно быть близким к авиации, чтобы понять, что полеты из Витебска в Бобруйск вряд ли будут рентабельными. В конце концов, с рядом оговорок, генеральный план развития авиакомпании «Витавиа» был утвержден департаментом по авиации только 29 июня 2012 года, то есть спустя год после заключения инвестиционного договора, что этот договор и нарушало, так как утверждение должно было состояться в конце 2011 года, и задержка составила полгода.

Однако и после утверждения генплана инвестор денег за самолеты не перечислил. Более того, если до мая 2012 года витебская авиакомпания получала от него средства на аренду помещений и заработную плату, то теперь не стало и этого. Более двух десятков человек остались без средств к существованию. Павел Городнов все реже появлялся в Витебске, а затем и вовсе перестал отвечать на телефонные звонки.

Работникам перестали платить зарплаты, да и несколько месяцев не поступают в государственную казну налоги и арендная плата за помещения в витебском аэропорту. При этом в сентябре печатный орган Витебского облисполкома — газета «Витебский рабочий» — продолжала публиковать на первой странице победные реляции о создании уже целого холдинга Vitavia. О том, что его работники несколько месяцев сидят без денег, не сообщалось.

Всякому терпению приходит конец. Часть работников горемычной авиакомпании подали на работодателя в суд, первое заседание состоялось, но ответчик на него не явился. Другие со своей проблемой «пробились» на прямую линию с помощником президента Николаем Домашкевичем, которая состоялась 17 октября. Он дал поручение заместителю председателя облисполкома Владимиру Новацкому разобраться с проблемой, но с работниками компании пока никто не встречался.