Музыкальная водка, кресло из колбасы и козий йогурт: в Минске показали, что белорусы будут есть, пить и курить в 2013 году

 
3851
13 ноября 2012 в 18:48
Автор: Артур Боровой. Фото: Влад Борисевич
Автор: Артур Боровой. Фото: Влад Борисевич

Можно не покупать белорусские телевизоры, холодильники и микроволновки, но без отечественных продуктов большинство граждан страны точно не обойдутся. Импортозамещение здесь тотальное, разве что бананы и ананасы выращивать еще не научились. Все многообразие белорусских продуктов представлено на выставке «Продэкспо», которая открылась сегодня в минском футбольном манеже. Мы побывали на мероприятии и посмотрели, что предложат белорусам производители в следующем году.

«Продэкспо» — выставка оптовая, главный ее смысл — заключение контрактов и соглашений на 2013 год. Открывая ярмарку, министр торговли Чеканов сообщил, что в наших магазинах количество отечественных продуктов достигло 85% и это хорошо. «Зачем везти в страну то, что мы хорошо делаем сами?» — задал он риторический вопрос.

И правда: незачем. Хотя литовские колбасы завозят все равно, и они, если верить работникам торговли, даже пользуются спросом.

Новые «чернила» и водка под классику 

Значительную часть выставочных площадей заняли труженики алкогольной отрасли. Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» показывал гостям свою гордость — музыкальную водку. На всех этапах производства продукт обрабатывают специальной музыкой, чем достигается «зарядка водки позитивной энергией».

— Пока мы крутим классику, — сообщили сотрудники предприятия. — В перспективе планируем под каждую водку проигрывать свою музыку. А в интернете откроем сайт, где пользователи смогут ее послушать.

Неподалеку экспозиция Толочинского консервного завода, одного из крупнейших производителей белорусского вина, скажем так, среднего ценового сегмента. На стендах — новинки, «будущее» предприятия.

— Вот это — фруктово-ягодные вина, — показывают нам специалисты. — 80% состава — сок натуральных ягод, 20% — сок яблок. Спирт получается естественным набродом, крепость — до 12 градусов, пробка корковая, в розницу стоит 21 тыс. рублей.

В общем, больше никакого «чернила»: лишь солидные вина для солидных людей.

Есть и более крепкий напиток — по типу Мадеры.

— Ваша продукция не попадет под запрет? Ведь скоро плодово-ягодным в Минске торговать будет нельзя, — на всякий случай интересуемся мы.

— Нет, все наши вина — улучшенного качества, — отвечают производители.

Коньяк и виски, сделанные в Беларуси, продаются хорошо

На стенде Минского завода виноградных вин — «Советское шампанское» (не стоит верить слухам, что его в Беларуси выпускать больше не будут, это не так) и бурно обсуждаемый импортозамещающий шотландский виски Raeburn, который недавно начали разливать в Бресте.

— Сегодня это самый дешевый виски в Беларуси, стоимостью до 100 тыс. рублей, но на качестве это не сказывается, — заверяют производители. — И продажи, кстати, очень хорошие.

Грузинские вина и армянский коньяк белорусской «сборки»:

Самые дорогие белорусские сигареты бросают вызов 

Гродненская табачная фабрика «Неман» отличилась оригинальным стендом. Здесь очень рассчитывают на новую марку сигарет — PORTAL GOLD Power и PORTAL SILVER Power, которые стоят 7500 рублей. Это сигареты премиум-сегмента, самые дорогие среди белорусских. Специалисты полагают, что «Портал» сможет составить конкуренцию тому же Winston.

— Есть мнение, что после подорожания сигарет многие белорусы бросят курить. Не боитесь серьезных убытков? — спрашиваем.

— Основной объем продукции, около 55%, — низкий ценовой сегмент. Рассчитываем, что объемы продаж в 2013 году как минимум будут не ниже, чем в 2012-м. Кстати, экспорт сигарет в этом году вырос в несколько раз по сравнению с прошлым. 50% экспортируем в Молдову, продукцию активно покупают Грузия, Литва.

Мясные производители спокойны: с экспортом все в порядке, внутри страны продукцию расхватывают на ура. Цены? Растут, но так и все дорожает…

Это колбасное кресло от Бобруйского мясокомбината, к сожалению, купить нельзя:

Качество белорусской молочки обычно нареканий не вызывает — приезжие россияне и вовсе в восторге. Один из крупнейших игроков на рынке, Слуцкий сыродельный комбинат, на пороге больших преобразований. Разрабатывается новый бренд, новая упаковка. Сотрудники говорят о планах по проведению агрессивной маркетинговой политики.

— Планируем обновлять линейку сыров. Самые дорогие сейчас — «Пармезан Голд» и «Тызенгауз», уже давно выпускаем моцареллу для пиццы. У технологов есть разработки по сырам с плесенью. Однозначно будем выпускать продукты из козьего молока. Эта ниша в Беларуси пока свободна. Начиная с весны планируем выпускать козий сыр и козий йогурт. Они полезны. Уверены, что будут пользоваться спросом.

Богато оформлены стенды «Коммунарки» и «Спартака», которые недавно попали под президентский разнос. Критика критикой, власть поменялась, а работать надо. К Новому году предприятия обновили этикетки на шоколадках, подготовили несколько новинок. К примеру, сладкая «книга 3D» от «Спартака» — подарочный детский набор конфет, который «дает объемную картинку». Как это работает, мы, к сожалению, не увидели. Килограммовый набор стоит в магазине 94 тыс., 2 кг — 204 тыс.

Выставка продлится по 16 ноября. Важный момент: практически каждый производитель разрешает не просто понюхать, но и попробовать свои продукты. Уже сегодня этим не преминули воспользоваться десятки студентов и пенсионеров, заглянувших на продуктовую ярмарку.

Большинство из «дегустаторов», с которыми мы беседовали, о качестве еды говорили в восторженных тонах (о ценах, понятно, по-другому). А что думаете об отечественных продуктах и всесильном импортозамещении на продуктовом и алкогольном рынках вы?