Мнение: белорусы и банкоматами пользоваться не научились, неудивительно, что многим мерещится девальвация

 
212
04 декабря 2012 в 12:50
Источник: «Минская правда»
Источник: «Минская правда»

В недавнем интервью Onliner.by известный экономист Леонид Заико заявил: «Если внутренний рынок будет спокоен, если люди не будут набегать на банки, забирать свои деньги, то новый год пройдет спокойно». Но что заставляет белорусов паниковать? Газета «Минская правда» считает, что это банальная неграмотность и отсутствие здравого смысла. Мнение показалось нам любопытным.

…Очередь у банкомата начинала терять терпение. Причиной была молодая женщина, которая пыталась снять в аппарате наличные деньги. Но железный ящик раз за разом возвращал карточку. Я, следующий по очереди, попытался прийти на помощь: «Девушка, банкомат выдает суммы, кратные 50 и 100 тыс. рублей». В конце концов юная леди достигла желаемого результата. Народ вздохнул с облегчением…

К сожалению, эта ситуация типична. Ну не знают многие наши граждане, как пользоваться банкоматом! Не знают, что, вставив в него карточку, не надо ее оттуда постоянно доставать, чтобы выполнить ряд разных операций. Не знают, что в нем есть функции коррекции, отмены операций, возможности работы без выдачи чека, перевода суммы с одного карт-счета на другой в рамках одного банка и т. д. и т. п. Хочется иной раз эмоционально обратиться к пользователю: а для чего информационный экран банкомата?! Там же все отображено!

Однажды меня просто «убили» действия и логика одной дамы средних лет. Никого к банкомату она не подпускала. И держала круговую оборону, пока не приехали специалисты банка. Выяснились подробности. Женщина неправильно вставляла карточку — не той стороной. Аппарат, естественно, ее не принимал. Тогда она засунула пластик в «кэш» — место, откуда выдается наличность. Спецы не знали, что делать: или плакать, или смеяться.

Банкиры порой сетуют: клиенты мало пользуются SMS- и интернет-банкингом. Это еще что! Тут бы до конца разобраться с инструментом попроще — инфокиосками. Мы с коллегами долго смеялись, когда один из нас рассказывал, как он пытался снять наличные через этот самый киоск. Облазил все устройство в поисках «щели, откуда деньги дают». И это человек, который считает себя «продвинутым». Что тогда говорить об обыкновенном обывателе, получающем на карточку зарплату два раза в месяц и стремящемся тут же переместить дензнаки к себе в карман?..

Меня могут упрекнуть, что сгущаю краски, притягиваю за уши факты. Отнюдь. Как ни грустно об этом говорить, но в наше тотально компьютеризованное время существует значительная часть населения, которая слабо представляет возможности банковских гаджетов, а следовательно, не может их полноценно использовать. В связи с этим есть конкретное предложение: может быть, банковские служащие взяли бы на себя такое бремя, как, например, персональное консультирование клиентов при выдаче пластиковой банковской карточки, как пользоваться банкоматами и инфокиосками. Думаю, польза была бы значительная.

Впрочем, это техническая сторона экономической безграмотности наших граждан. Куда серьезней их, скажем так, теоретическое незнание и непонимание процессов, происходящих в экономике и на финансовом рынке. Взять элементарное — отношения работника и работодателя. Когда человек устраивается на работу, он, конечно же, первым делом интересуется размером своей зарплаты. Наниматель сыплет обещаниями, называя максимальную цифру. Как правило, через месяц приходит горькое разочарование: эта сумма была «грязной», без вычета налогов, в нее не вошла премия и т. п. В итоге «чистыми» на руки получается заметно меньше. Знакомые грабли? Да. Только наступаем мы на них все равно постоянно.

А теперь о самом насущном. С завидной регулярностью последние несколько лет аккурат в период новогодних праздников откуда ни возьмись появляются слухи об очередном финансовом катаклизме. Кому-то мерещится девальвация, а кому-то — и вся деноминация. Народ начинает суетиться, обивать пороги банков, изымать депозиты, закрывать счета, обменивать рубли на валюту и обратно. Конвертация смешивается в голове с конверсией. Что в итоге? Кто-то находит, а кто-то неизбежно теряет. При этом государство вынуждено наращивать двойную финансовую защиту — как от внешних вызовов (мировой кризис, погашение международных заимствований, конъюнктура мировых цен на рынке сырья, энергоносителей), так и от шараханий собственных граждан.

Недаром ведь говорится, что деньги любят тишину. Гвалт толпы на финансовом поле сродни полному ходу «Титаника» навстречу айсбергу. Финансовая система любого хоть трижды богатого государства вряд ли способна выдержать единовременную атаку на свои активы со стороны вкладчиков. Представьте, если бы китайцы вдруг разом ломанулись в банки требовать выдачи своих денег. Думаю, их весьма успешно развивающаяся и проникающая в мировых масштабах экономика без вариантов затрещала бы по швам.

Кстати, белорусы накопили на своих валютных и рублевых депозитах и счетах немаленькие суммы — миллиарды и триллионы соответственно. Вот и возникает вопрос, что лучше: поддавшись стадному инстинкту, обрушить финансовую систему и лишиться всего, или, пожертвовав малым, сохранить большее? Уверен, здравый смысл в таких решениях должен превалировать над эмоциями.