Белорусский фермер о жизни: землю дают на свалке, кредиты — кабала, но на две квартиры заработал

 
12 731
05 декабря 2012 в 15:05
Источник: «Звязда»
Источник: «Звязда»

Работать на земле трудно. Хотя, с точки зрения городского жителя, чего тут сложного: забросил семена в почву и жди, потом собирай да продавай. Но в реальности надо выгнать этого горожанина в поле — и он быстро бежит в свои несколько десятков квадратных метров на восьмом этаже «панельки». О непростом труде в интервью газете «Звязда» рассказал фермер Виктор Дудик.

Стал фермером, чтобы построить сыну квартиру 

Уже два года Дудик занимается ведением фермерского хозяйства в Солигорском районе. Не один — с сыном и зятем. Почему решили заняться фермерством? Чтобы насобирать денег на квартиру:

— Я фермерством не занимался бы. Но у детей нет жилья. Сын и невестка закончили академию МВД, приехали сюда. Уже вошли в жилищный кооператив, даже номера квартир своих знали — и на тебе, изменилось законодательство по льготному кредитованию. И остались два молодых специалиста без квартиры. Дочь также окончила педагогический университет, вернулась сюда — квартиры не имеет. Однажды сидели все вместе за столом на каком-то семейном празднике, стали говорить о жизни да как-то стихийно решили: а почему бы не заняться фермерством? Хоть за три года одному кому соберем на квартиру.

Государству жалко нормальной земли 

Вот уже два года работает фермерское хозяйство семьи Дудиков. Специализация — ранняя картошка. Правда, землю местные власти выделили только в этом году.

— Фермерам обычно дают самую плохую землю. Мне пять раз то тут, то там предлагали. Мол, возьмите — мусорную свалку. Нормально? Никто не смотрит на расстояние — дают ту землю, которая колхозам не нужна. А фермерское хозяйство должно быть компактным, все участки должны быть рядом…

Вот и получается, что после создания на три года фермерское хозяйство освобождается от налогов, но из них целых два года ушло на выделение куска земли. Конечно, Виктор и его семья все это время без дела не сидели — договаривались с людьми и обрабатывали другие площади.

Перед тем как получить урожай, в землю надо очень много вложить. В том числе и денег. Расходы, по словам Виктора Дудика, в сельскохозяйственном бизнесе не такие и маленькие. Например, чтобы в течение года обрабатывать один гектар земли, нужно минимум 300 литров солярки. Умножьте на величину участка и на цену топлива — сумма будет немаленькая. Или вот взять семена: один килограмм семян картофеля стоит 6 тыс. рублей. На гектар требуется 3,5—4 тонны первоклассного семян — то есть отдай на него минимум 20 млн. А картофель, кстати, раз в пять лет надо обновлять.

 

 

Следующий пункт расходов — техника. Кредит взять? Так с такими процентами она никогда не окупит себя…

— Всю технику приобрели за свой счет: два бывших в употреблении трактора и сажалки, польский комбайн, опрыскиватель — от государства ничего не взяли. Тем, кто в 1990-е годы начинал фермерство, давали трактора в лизинг под малые проценты. А сейчас 35% по кредиту — это кабала… Поэтому собрались тремя семьями, скинулись и приобрели технику.

Понятно, что своими силами много земли не обработаешь. Приходится нанимать людей, чтобы помогали. В основном — на перебирание урожая. Расходы на такой наемный труд большие: в этом году, по словам Виктора Дудика, на это ушло 30 млн. Чтобы было где хранить картошку, приобрели хранилище. Подремонтировали его — и можно использовать.

Чистый заработок за сезон составил 120 млн 

Вырастить урожай — половина задачи. Его еще надо продать. А это сделать не так легко, особенно если та же картошка уродилась у всех.

— Поехали в Минск на рынок «Ждановичи». Первый раз мы выехали туда еще 20 июня, а там уже фуры стоят с македонской, египетской, сербской картошкой. У нас цена, например, 2000, а у них — 1800. А перекупщикам без разницы, какую брать: они же сами не едят, а перепродают. И берут иностранную, так как она красивая, крупная, у них климат другой. Ну и мы стоим с белорусским картофелем, ждем, пока все продадут.

В этом году хозяйство Дудиков реализовало картофеля на 260 млн рублей, расходы составили 140 млн. Получается, что прибыль — 120 млн. Вроде бы много? А разделите на 12 месяцев, а потом еще и на количество членов семьи…

Фермеры спасают белорусскую деревню от алкоголизма 

Правда, Виктор Дудик смотрит в будущее с оптимизмом. И даже считает, что в Беларуси перспектива не за большими хозяйствами а-ля колхозы, а за фермерами.

— Деревня потихоньку вымирает: много людей спивается — я их «баклажанами» называю. И мы, фермеры, их кормим в летний период, так как они к нам ходят работать и какие-то деньги зарабатывают таким образом. Не будет фермеров — будут воровать…

Что касается своего семейного бизнеса на земле, то есть планы на дальнейшее развитие:

— Если все продать и свернуть деятельность, добавить сбережения, то две квартиры уже можем купить. Но, думаем, лучше павильон открыть. Или машину купить, чтобы в Россию картофель возить. Или начать другие культуры выращивать — например, сахарная свекла, — рассуждает Виктор Дудик и добавляет: — Знаете, фермеры, которые втянулись, уже не могут без этого жить. Так и мы — бросить жалко. Работа на земле сейчас закончилась, не сезон — уже немного и грустим…