В Россию с любовью: репортаж о том, как белорусские колбасы и холодильники завоевывают Москву

 
4466
13 декабря 2012 в 18:01
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский

«Подходи, налетай, белорусское хватай!» — кричит зазывала в громкоговоритель, стоя рядом с выходом станции метро «Новые Черемушки». Москвичи бредут по своим делам, равнодушно глядя на белорусского «петрушку». Проявляют интерес лишь пенсионеры, они спешат стать в очередь за минской колбасой и ностальгическими леденцами… Мы съездили в Москву, чтобы посмотреть, как проходят белорусские ярмарки в столице России, кто и зачем подделывает наши товары и что вообще жители разбалованной Златоглавой думают о бренде «Made in Belarus».

Островок социализма: приходите, не пожалеете

Ярмарки белорусских товаров проходят в Москве регулярно, организует их контора КУП «Минсквнешторгинвест». Иван Артеменко, куратор нынешней выставки, озабочен: приехали на новую площадку, связи не наработаны.

 

«Обычно мы проводим серьезную рекламную подготовку. Расклеиваем объявления, раздаем гражданам календари, где отмечены даты „белорусских дней“ в Москве, — говорит Иван. — Приезжают в основном государственные предприятия. Ассортимент формируется исходя из потребностей покупателей. Активно раскупают мясную продукцию, в России такой нет. „Кондитерка“, „молочка“ идут на ура. Популярен белорусский трикотаж и обувь. Цены ниже, чем в магазинах…»

К 12 часам ярмарка оживает. Пара человек подходит к штабу. Старушки говорят спасибо за «настоящее мясо»: в Москве сейчас сплошь химия, «резина».

 

«Обычно нас благодарят. Недавно московские чиновники отменили одну нашу ярмарку на улице Академика Янгеля. Так вот, местные жители собрали подписи и отнесли жалобу в Департамент торговли. Для них если не приедет в обозначенный день Минский мясокомбинат — уже катастрофа», — рассуждает Артеменко.

Московские покупатели отзывчивы и благодарны, а вот нравы в столице России своеобразные. Недавно попросили белорусы отогнать с площадки джип: мешал выгружать товар. Из джипа выполз молодчик и пальнул в нашего водителя из «травматики»…

Уверенно работая локтями, между палаток бродят граждане дальних стран и предлагают белорусским продавцам купить «последний айфон за 500». Таких денег у наших нет, командировочные по Москве — $30 в сутки.

«Чтобы что-то заработать, накрутку делаем обычно в 30%, — говорят продавцы. — Но и в таком случае цены для Москвы приемлемые. А многие ведь за „вкусом детства“ охотятся, он вообще бесценен».

«У вас очень качественный ширпотреб делают, я в белорусских копеечных платьях за границу езжу, — говорит пожилая мадам. — Тушенку, сгущенку всегда стараюсь брать белорусскую. В магазинах, правда, ее непросто найти».

30-летний мужчина удивил нас, заявив, что носит исключительно белорусскую обувь: «Может, внешне она и простенькая, но удобная, на работу по снегу в таких ботинках ходить комфортно».

Маленький островок построенного в отдельно взятой стране социализма — вот что такое белорусская ярмарка в Москве. Когда вокруг сверкают витринами сотни торговых центров с пафосными и недоступными бутиками, отовариться родными, «советскими» товарами для части москвичей — праздник.

Вполне естественно, что в огромной Москве нашлись граждане, решившие на белорусском празднике заработать.

Разрыв шаблона: кто и зачем подделывает гомельские носки

Станция метро «Кантемировская», час дня. Типичный пейзаж не самого богатого московского района: инвалид на кресле просит денег, болтая табличкой со слезным текстом. Бабки продают на табуретках огурцы, парни с Кавказа стоят «руки в брюки», внимательно глядят по сторонам. Вон тот высокий, в ондатровой шапке, должно быть, Рашид. «Коренной житель Беларуси».

На «Кантемировской», рядом с мебельным салоном, установлены красно-зеленые палатки со знакомым нам орнаментом и вывеской: «Ярмарка белорусских товаров». Как утверждает Иван Артеменко, это подделка. Тщательно продуманная мистификация, организованная Рашидом. Бывший милиционер со связями в московских «управах» организовал ярмарку-клон и делает на «славе» белорусских брендов неплохой бизнес.

Мы идем вдоль палаток и пытаемся разглядеть признаки обмана. Колбаса вроде бы белорусская. Правда, мед астраханский, есть китайский трикотаж. В горшках — пахучие закуски, которым самое место в чайна-тауне.

— Это что, тоже белорусское? — указываем на миску со странного вида грибами.

— Ага, — как-то совсем уж по-московски отвечают нам.

На «рашидовской» ярмарке мы покупаем за 30 рублей отличные белорусские носки: 100-процентный хлопок, идеально сидят на ноге. На этикетке — глобус, производитель не указан. Просто «Беларусь, Гомель».

«Настоящие» белорусские торговцы из «Новых Черемушек» диагноз носкам ставят сразу: подделка!

«Это просто беда, проблема стала сверхактуальной в 2012 году, — рассказывает Иван Артеменко. — Под видом белорусской продукции лица кавказской национальности реализовывали товары с „Черкизона“, а теперь — с „Садовода“. Ездят по тем же площадкам, что и мы. Этикетки научились переклеивать мастерски. Продают поддельный трикотаж, борисовскую колбасу подделывают, тушенку. А потом москвичи к нам приходят и жалуются: мол, некачественно. Сколько писем написали местным чиновникам — все без толку».

Белорусскую технику покупают таджики на съемные квартиры

Белорусские бренды, особенно продуктовые, говорят в «Минсквнешэкономторге», в России популярны. Мы решили проверить, какие товары можно встретить в обычных магазинах. Насколько цены отличаются от минских?

Профильных отечественных лавок в Москве единицы. Небольшой магазинчик из сети «Белорусский фермер» расположен на 1-м этаже Курского вокзала. Продавщицы одеты в национальные костюмы, говорят, что торговля идет бойко. Тушенка здесь стоит 149 рублей (42 тыс. белорусских), а точно такая же в минском магазине — 21 тыс. А вот цены на шоколад практически идентичны. Горький от «Спартака» оценен в Москве в 48 рублей (13 400 белорусских), а в Минске стоит 11 430.

В сетевых продуктовых магазинах белорусские товары нужно искать долго. В «Перекрестке» мы отыскали лишь банку ролад с копченым лососем от «Санта Бремор» (за 240 грамм просят 109,90 российских рублей) и кефир от ОАО «Савушкин продукт» за 35 рублей (9700 белорусских, у нас он на 2 тыс. дешевле).

В гипермаркете в Сокольниках обнаружилась большая стойка с «Бульбашом». Бутылка стоит 199 рублей (55 тыс. белорусских, у нас — 46 тыс.). Больший выбор белорусских продуктов и напитков — в «Ашане» и METRO.

А где можно купить белорусскую инновационную импортозамещающую и экспортоориентированую продукцию? Вот, к примеру, телевизор. Список магазинов есть на сайте компании ЗАО «Горизонт-Союз», отвечающий за дистрибуцию продукции холдинга на российском рынке. Одна беда: сайт давно на реконструкции и не открывается. Мы обошли с десяток техномаркетов, но продукцию «Горизонта» не встретили. В интернете за Horizont 32 LCD 840 LED просят 9 тыс. российских рублей, однако на складе товара не оказалось: давно никто не заказывал.

На сайте еще одного нашего гиганта, «Атланта», сказано, что купить продукцию можно в сети «Эльдорадо» (есть также фирменный магазин в ТЦ «Митинский радиорынок»). Зашли в несколько магазинов сети. Узнали, что «Атланты» больше не возят — не пользовались спросом.

Два белорусских холодильника все же отыскались в торговом центре «Панорама». Морозильная камера модели М-7184090 стоит 3199 рублей (3,7 млн белорусских, в Минске — 3,6 млн).

«А че, холодильники белорусские нормально расходятся, — заявил продавец. — Берут в основном те, кто еще помнит, что был такой Минский завод холодильников при „совке“ и что в Беларуси делали качественно и недорого. Плюс еще в том, что у вашего завода в линейке имеются малогабаритные холодильники. Это конкурентное преимущество».

Узнаваемость белорусских брендов, рассуждает торговец, держится на достижениях советского периода, а вот в последние годы для раскрутки марок не делают ничего. Москвича это удивляет: если сохранили производство, почему топчутся на месте?

В «Эльдорадо» мы обнаружили большой выбор микроволновок «Горизонта» и несколько газовых плит «Гефест». Цены чуть выше, чем в Минске. Но все равно — одни из самых доступных.

«Нормальная техника, гастарбайтеры берут, таджики, кавказцы. На съемные квартиры люди заказывают. Недорого, работает и не ломается», — пояснил нам консультант.

В магазинчике на Полевом переулке отыскали велосипед Aist c опознавательным знаком «BY». Флагман отечественного велостроения (велосипед дорожный для взрослых с закрытой рамой модели 28-130) оценен в 5200 рублей. Это почти 1,5 млн белорусских — дороже на 500 тыс., чем в Минске.

«Очень дешевые байки, летом штук 20 продали, — говорят тем не менее продавцы. — Дешевле быть не может! Но качество, конечно, печалит. Не то что было при Советском Союзе».

Берут «Аисты» пенсионеры и представители класса «ниже среднего», чтобы на даче к электричке съездить.

Думается, такое позиционирование национальных белорусских достояний москвичами не стоит воспринимать в качестве оскорбления. Во-первых, в Белокаменной в почете пафос и марка. Во-вторых, ведь и в нише дешевых товаров для бедняков и людей со средним достатком можно при грамотном позиционировании работать комфортно. Рашид с «Кантемировской» соврать не даст.