Репортаж: как производят белорусско-швейцарские часы, и почему сотрудникам «Луча» не хватает денег, чтобы их купить

 
6906
27 декабря 2012 в 11:40
Источник: Prof-press.by
Источник: Prof-press.by

Сегодня Минский часовой завод ежемесячно выпускает порядка 15 тыс. часов всех видов, тогда как еще 7—8 лет назад эта цифра составляла 150—200 тыс. После того как главный рынок сбыта — Россия — исчез из-за введения таможенных платежей по пункту назначения, сократились и объемы производства. К тому же вся техника устарела, предприятие нуждалось в модернизации.

Лет 6 назад Минский часовой завод обанкротился. Продукция стала неконкурентоспособной, склады заполнились огромным количеством часов, численность рабочих сократилась более чем наполовину. В январе 2009 года предприятие было национализировано из-за большого объема долгов, а в июле 2010-го — передано инвестору — компании Franck Muller, и на довольно выгодных условиях. В частности, до 2020 года завод был освобожден от уплаты налога на прибыль. Швейцарская компания Franck Muller — один из мировых лидеров часового рынка. Сегодня ей принадлежит 80% акций предприятия. После прихода в Беларусь швейцарцы пообещали сохранить торговую марку «Луч», восстановить производство на заводе, поставить современное оборудование и довести зарплату до средней по Минску. Общий объем инвестиций должен составить $10 млн, из которых уже освоено почти $3 млн.

Два года «под Швейцарией»

Что поменялось за два года? Пока кардинальных изменений на предприятии не произошло: созданы всего 3 модели белорусско-швейцарских часов, а работники завода едва ли могут позволить себе такой аксессуар. По-прежнему главными проблемами Минского часового являются низкая заработная плата и неполная загрузка производства. Сейчас инвестор устанавливает современное оборудование, правда, не новое, а бывшее в употреблении. Но на заводе и этому рады — на привезенных станках уже делают корпуса для часов, а в скором времени начнется производство и сапфировых стекол. Перед новым владельцем завода правительство поставило задачу увеличить объемы производства в 10 раз, открыв по стране несколько десятков фирменных магазинов. До конца марта 2013 года планируется разработать совместную программу перспективного развития предприятия.

Часовые ювелиры в цене

Начальник производственного управления Николай Харчевников раскрыл несколько секретов создания белорусских часов.

«Есть два способа изготовления новинок: разработка принципиально нового корпуса, дизайна часов либо косметический ремонт уже существующих моделей. Например, можно изменить цвет циферблата или покрытия корпуса, приклеить стразы, — рассказывает Николай Алексеевич. — Ежегодно мы создаем порядка 10—15 новых моделей и делаем около 100 обновленных. С эскизами художника работают маркетолог и конструкторы, они разрабатывают технологические процессы. В часах мы изменяем только дизайн, сам часовой механизм не трогаем — чтобы его поменять, требуются огромные затраты. „Сердце“ для кварцевых часов закупается».

По словам Николая Харчевникова, перед заводом сейчас стоит задача освоить производство механизмов для механических часов, аналогичных швейцарским.

«Компания инвестора предоставила нам базовый механизм в чертежах, который мы адаптировали к нашему производству. Некоторые детали просто невозможно выпускать на имеющемся оборудовании. Остро ощущается кадровая проблема: нет специалистов по проектированию, часовщиков, которые бы занимались ручной сборкой, нужны конструкторы, технологи», — рассказывает он.

Согласно инвестиционному проекту, в Минске должна появиться «часовая деревня», где будут готовить кадры для завода. Пока же у нас в стране вообще не обучают часовому мастерству, а ведь коллектив завода уже немолодой. Сейчас в ОАО «МЧЗ» работает чуть более 700 человек.

Зарплата по труду

Кадровая проблема беспокоит и председателя профкома ОАО «Минский часовой завод» Татьяну Кирпиченкову. По ее словам, молодых специалистов сложно привлечь на завод и уж тем более удержать там. Из-за низкой зарплаты увольняются и опытные работники.

«Я считаю, что самый главный показатель работы предприятия — зарплата. За октябрь она в среднем составила 3,1 млн рублей. При этом более 60% работников получают гораздо меньше, — говорит профсоюзный лидер. — Все это — результат неполной занятости и снижения объемов производства. На участках, где люди загружены работой и выполняют заказы для различных предприятий, зарплата составляет 4,5—5 млн рублей. Неоднократно говорилось о необходимости повышения зарплат инвестору, а также на собрании акционеров и наблюдательного совета, Министерству промышленности. Да, в прошлом году наниматель произвел дополнительные выплаты, в текущем году дважды повышали зарплату, но это незначительные суммы, особенно для Минска. В ноябре состоялось совещание-встреча представителей государства и инвестора предприятия под председательством первого вице-премьера Владимира Семашко, на котором он рекомендовал к концу года увеличить зарплату до $500. Будем надеяться, что ситуация улучшится».

Условия хорошие

На вопрос о том, изменились ли условия труда с приходом нового нанимателя, Татьяна Кирпиченкова отмечает: «В принципе, условия труда у нас всегда были неплохие. С отоплением помещений проблем уже давно нет, и в цехах всегда тепло. Но в некоторых корпусах требует ремонта кровля. На заводе есть столовая на 60 мест. С сентября стоимость обедов для работников снижена. Обустроены и комнаты приема пищи с необходимой бытовой техникой. На некоторых рабочих местах просто установлены СВЧ-печи и холодильники».

На вопрос, как удалось сохранить профсоюзную организацию, она ответила: «Инвесторы с уважением отнеслись к нам. Они сказали, что профсоюз — это значимая сила, которая должна быть на предприятии. Для меня было важно сохранить коллективный договор. В прошлом году мы подписали новую „местную конституцию“ и даже добавили несколько дополнительных льгот и гарантий. Единственный вопрос, по которому мы не можем достигнуть взаимопонимания с инвестором, — это заработная плата. Также меня волнует и тот факт, что в наблюдательном совете нет сотрудников нашего завода».

Быть в тренде

В последние годы наручным часам приходится конкурировать с мобильными телефонами и различными девайсами, которые также показывают время. Однако спрос на часы не падает: они уже давно стали незаменимым аксессуаром как для мужчин, так и для женщин.

Оригинальный дизайн, интересные цвета и формы, ценность материала, из которого они сделаны, говорят не только о стиле владельца, но и о его социальном статусе. Каждая модель часов по-своему уникальна. Есть часы водонепроницаемые и ударостойкие, с компасом, датчиком температуры, таймером, секундомером, будильником и даже сенсорным циферблатом.

Сейчас в моде женские часы больших размеров: широкие цифры, крупные рисунки внутри, толстые ремешки и яркие цвета. На циферблатах «поселились» различные представители флоры и фауны, вокруг них сверкают стразы и фианиты. Ремешки все чаще изготовляют из кожи хищных рептилий. Популярны часы-браслеты, часики-чармы, а также часы с электронным циферблатом и из яркого пластика. Хит сезона — роскошные, усыпанные стразами змеи, обвивающие запястье.

У мужчин пользуются спросом скелетоны, корпус которых делается из прозрачного материала, что позволяет рассмотреть работу внутреннего механизма, а также часы-хроноскопы, турбийон, с репетиром. По-прежнему актуальны и классические модели.

«В основном покупатели предпочитают кварцевые часы, поскольку их не нужно заводить, — рассказывает продавец ЦУМ. — Молодежь больше покупает модели из новых коллекций иностранных производителей, а вот люди постарше — белорусские часы». Решающим фактором для многих является стоимость товара. Цена зависит от часового механизма, металла, стекла, коллекции и бренда. Механические стоят дороже кварцевых. Самые дешевые часы можно купить за 100—150 тыс. рублей. Новые модели белорусско-швейцарского производства оценены в 2—2,5 млн рублей. Швейцарские часы стоят гораздо дороже: их цена может достигать 15 млн рублей и выше.