Белорусы штурмуют магазины в погоне за копеечными скидками. Люди сметают с прилавков продукты, расталкивая друг друга локтями. На волне ажиотажа торговля чувствует себя вольготно и готова под шумок подсунуть нам просроченную колбасу, несвежее молоко, негодный к продаже алкоголь. В разгар предпраздничного «хапуна» корреспонденты Onliner.by вместе с экспертами общественного объединения «Защита прав потребителей „Содружество“» отправились в рейд и убедились: большие и малые магазины продолжают вести себя бессовестно. Типичные нарушения и уловки торговцев, а также советы покупателю от профессионала — в нашем репортаже.
«Гиппо»: история с колбасой
Суббота, 22 декабря, 9 часов утра. Вместе с председателем ОО «Защита прав потребителей „Содружество“» Вячеславом Шматом и его коллегой Александром Аловым едем в автобусе от железнодорожного вокзала в Лошицу. Шмат — личность известная, больше 10 лет он, как выражаются представители торговли, «кошмарит» минские магазины, а на самом деле — помогает потребителям отстаивать свое право приобретать качественные товары. Наша цель сегодня — не мониторинг (официального статуса рейд не имеет), а изучение торговых объектов на наличие совести.
«Перед Новым годом за магазины взялись серьезно, — рассказывает Шмат, внимательно глядя по сторонам. — Активизировались контролирующие службы, санстанция, Мингорисполком. С проверками ходит ОБЭП. В это время магазины и торговые сети как раз пытаются сбыть просроченный товар в больших объемах. Сотрудники торговли нам говорят прямо: просрочку в магазины привозят регулярно».
Долго говорить на потребительские темы в автобусе Вячеслав не хочет, старается не «светить» лицо. Нам не верится, а он на полном серьезе утверждает: в салоне могут находиться сотрудники различных магазинов района, они тут же сообщат своим руководителям, что в Лошицу едет Шмат. И тогда торговля вмиг снимет с полок «просрочку», наведет идеальный порядок!
Чуть позже мы убедимся, что Вячеслав не преувеличивал.
Первый объект — ТЦ «Гиппо» на Игуменском тракте. Разделяемся. Считаные минуты — вдоль касс проходит охранник и показывает кассиршам характерный жест, мол, в магазине «человек в шапке». То есть Шмат. Быстро рассекретили!
А толку? Еще быстрее Вячеслав находит нарушения. В колбасном отделе ему взвешивают просроченный рулет. Продавщица пытается оправдаться: мол, его уже сняли, лежал не на витрине.
«Если сняли, что рулет делает в торговом зале?» — Вячеслав Шмат свои права знает прекрасно.
За 20 минут эксперты собирают несколько корзин с просроченными продуктами. В тележку Шмат грузит с десяток палок сырокопченой салями «Боярская». Просит продавца взвесить товар. Сотрудники не то чтобы хотят, но деваться некуда.
«Любой продукт, особенно колба́сы, фрукты, овощи, со временем усыхает, — объясняет нам Вячеслав Станиславович. — Вот эта салями взвешена 16 декабря, а сегодня — 22-е. Соответственно, вес наверняка изменился».
И точно: цифры на весах отличаются от тех, которые указаны на ярлыке. Шмат быстро подсчитывает: разница на одной палке — 4500 рублей. Позже в книге замечаний и предложений «Гиппо» он сделает соответствующую запись: «В реализации находилась колбаса сырокопченая салями „Боярская“, на которой предоставлена недостоверная информация о стоимости 1-го отвеса. Продукция взвешена 16.12.2012. При перевесе продукции в присутствии заместителя заведующего 1-го продовольственного отдела Зубрицкой Натальи Николаевны разница в стоимости на 1-м обвесе составила от 4500 рублей до 5200 рублей. На 13-и обвесах разница в цене составила приблизительно около 63 050 рублей…»
Кстати, купить колбасу не удалось: продавать ее Шмату отказались. Обычное для него дело. В магазинах прекрасно понимают: если не было факта реализации «опасному контролеру», значит, нет и факта обсчета. Только «недостоверная информация», а это уже не столь серьезный «прокол».
…В инфоцентре «Гиппо», заполняя «жалобную книгу», Вячеслав Шмат провел больше часа. Подошло руководство магазина, вроде бы даже звонило большое начальство. Руководство рассуждало: для такого большого торгового центра — не так и много нарушений, не правда ли?
Судите сами. В тележке Шмата — «два наименования колбасных изделий с истекшим сроком годности», 7 бутылок газированного безалкогольного напитка «Родниковая вода» с ароматом лимона и ванили, срок годности которого вышел 13.12.2012, 4 бутылки «Родниковой воды» с ароматом дыни, годной до 14 декабря. Еще — просроченный йогурт от «Данон», 8 наименований сыров, которые находились в продаже после окончания срока реализации (после нарушения целостности упаковки производителя пищевая продукция должна быть реализована в срок не более 12 часов с момента вскрытия упаковки при соблюдении условий хранения).
И ведь не бродили долго — так, пробежались. «Прошу дать письменный ответ, была ли снята с реализации продукция с истекшим сроком годности, указанная в заявлении, какие были приняты меры, были ли наказаны виновные лица по каждой группе товаров», — ставит точку эксперт.
«Алми»: «Оксана, у нас Шмат!»
Мы едем дальше. Гастроном «Алми», ул. Янки Лучины, 44. Только-только зашли в торговый зал, а женщина в униформе уже бежит к кассе и шепчет: «Оксана, у нас Шмат!»
В «Алми» случился небольшой конфликт. Вячеслава с наполненными «просрочкой» корзинками сначала не захотели рассчитать на кассе, а потом и вовсе пожелали товар «забрать».
«Зачем забирать? Не хотите продавать — несите книгу замечаний и предложений, — спокойно попросил он. — Или вызывайте милицию. В ином случае я ее вызову сам».
Обошлось без людей в форме (хотя не единожды милицию Шмат вызывал, в том числе для того, чтобы зафиксировать продажу алкоголя после окончания срока хранения в одном крупном ТЦ в районе Уручья).
Книгу выдали, в ней появилась запись: «При посещении магазина в 12.30 минут в реализации находилась и предлагалась к приобретению алкогольная продукция после окончания срока хранения и продукция с истекшим сроком годности. А именно: 3 бутылки ликера десертного „клубника“ Para maribo (изготовитель ООО „Иван Купала — торг“, дата розлива 14.06.2012, срок хранения 6 месяцев до 14.12 2012)». То есть восемь суток как истек срок хранения.
Среди находок — «нежный» кетчуп высшей категории от «Камако ПЛЮС», срок годности которого истек 63 (!) суток назад, а также кетчуп «Аджика» 2-й категории от Минского маргаринового завода, просроченный на сутки. В продаже были также несколько сортов хлеба («Славянский элитный», «Орловский новый нарезанный»), на упаковках которого отсутствовали дата и время окончания технологического процесса. Тоже нарушение.
«Если бы не алкоголь, ведь и не так страшно было бы? — робко интересовались у Шмата сотрудники. — Вот и бери на работу студентов: ведь говорили им просматривать товары на полках и следить за сроками…»
По словам эксперта, оправдания всегда одинаковы. Руководители пеняют на невнимательных сотрудников, на безразличных мерчандайзеров, на большие объемы работы… Да хоть на черта лысого! При чем тут покупатели?
А просроченный алкоголь — это действительно серьезно. Штраф организация получит точно, и немалый.
Шаговая доступность… несвежего молока
…Небольшой магазинчик «шаговой доступности» по адресу ул. Сырокомли, 38. Вывеска на входе гласит: «Мы открылись!». Заглядываем внутрь, видим полупустые прилавки, думаем, что делать тут нечего.
«Вы заходи́те, не стесняйтесь, — приглашает продавец. В лицо Вячеслава Шмата она не знает. Ну что ж, зайдем.
Как могут существовать такие магазины, эксперты не понимают. За десять минут они нашли на прилавках просроченные хлеб, молоко, колбасу, на которой были умышленно затерты даты изготовления. Практически всю эту продукцию надо снимать с прилавков — таков вердикт.
В книге замечаний и предложений появилась запись: «Колбаса ливерная новая, изготовлена ОАО „Гродненский мясокомбинат“: стерта умышленно дата изготовления, а в соответствии с качественным удостоверением продукция годна до 18 декабря».
Колбаса кровяная «Нарочанская» — та же история. И так далее. Просрочены на несколько дней маковый пирог с повидлом, хлеб «Водар», а у батона «Столичный», хлеба «Нарочанский» уже пять суток как закончился срок хранения.
«Капуста пекинская реализовывалась по завышенной стоимости, общая сумма, на которую завышена стоимость на 2-х отвесах — составляла 2170 рублей», — еще одна цитата из записи Шмата.
Молодой директор предприятия Дмитрий Будько (магазин принадлежит некоему ООО «СТО-Групп») особо не оправдывался. В торговлю он пришел недавно, опыта нет, магазин работает второй день. Будько не скрывает, что многих нюансов не знает. Например, того, что капуста имеет свойство усыхать и ее лучше взвешивать в день продажи… Но это, как говорится, его проблемы.
Информацию о плачевных результатах рейда Вячеслав Шмат отправит в контролирующие органы, и, не исключено, только что открывшийся магазин могут прикрыть…
«Евроопт»: томаты с секретом
В точке «СТО-групп» мы провели несколько часов: оформление документов затянулось. Последним пунктом нашего рейда выбрали «Евроопт» на улице Левкова.
17:00, народу в торговом зале тьма. Шмат и его коллега быстро расходятся по залу. По «стреляющим» взглядам продавцов и сотрудников понимаем, что эксперты узнаны.
Первым делом они смотрят на фрукты — все нормально, откровенной гнили нет. Тем не менее в корзине Вячеслава — фарш от «Просмы» (на этикетках производителя нечитаемая информация о сроке годности, а удостоверение качества на фарш «Столовый» в магазине оперативно не нашли, хотя пообещали прислать вместе с ответом на заявление), а также «Томаты соленые в пластиковой емкости» от УП «Партизанское». На этикетке указаны дата фасовки (09.11.2012) и срок годности с даты фасовки (30 суток). Получается, до 9 декабря. А сегодня, напомним, 22-е.
Понимая, что Шмату купить товар не дадут, корзину вручают нам. 20 минут в очереди — и покупка «зафиксирована». Берем две копии чека. Охранник на выходе очень удивлен, когда просим позвать руководство магазина. Начальники не сопротивляются: как есть, так есть.
Рабочий день завершен, Вячеслав Шмат комментирует результаты: «Они неутешительные. При условии, что перед Новым годом торговлей плотно занялись санитарные службы, нарушений все равно тьма!»
Торговые сети ждут штрафы, причем внушительные — от 20 до 50 базовых величин. Правда, гарантии, что «просрочка» на прилавках больше не появится, а информацию на этикетках исправят на достоверную, нет.
«Мы отстаиваем свои права как рядовые покупатели и информируем других, как защитить права в той или иной ситуации. Тем самым держим торговлю в тонусе, — говорит Вячеслав Шмат. — Когда мы появляемся в каком-нибудь магазине крупной сети, то его сотрудники по своей связи тут же информируют коллег и откровенную „просрочку“ с полок убирают. На время, конечно, но и это — результат! А вот если бы каждый белорус, который нашел „просрочку“, постарался бы добиться справедливости и нахальных продавцов наказать, эффект был бы гораздо существеннее».
Инструкция для покупателя, который пришел в магазин
Мы попросили Вячеслава Шмата напомнить покупателям «базовые» правила, которые нужно помнить при посещении торговых объектов.
Как действовать, если обнаружили, что вам продали просроченный товар?