Декан физфака БГУ: ключевыми фигурами в Беларуси должны стать не менеджеры, а инженеры

 
3126
17 января 2013 в 9:00
Источник: «Рэспубліка»
Источник: «Рэспубліка»

Который год проходя ЦТ по математике и физике, абитуриенты демонстрируют не лучшие знания. В 2010-м, в частности, физику на 20 и ниже баллов сдали более 37 тыс. человек, или 72,96% от числа участников, в 2011-м от 12 до 26 баллов по этому предмету набрали 53% ребят, в 2012-м меньше 15 баллов получили около 50% экзаменуемых. О том, что нужно делать, чтобы поднять престиж дисциплины, рассказал декан физического факультета БГУ, Виктор Анищик.

«Тестирование — хорошая форма проверки, но не оценивания знаний. Например, МГУ всегда выступал против такой практики и за введение дополнительного экзамена по физике. Но если выбрать этот путь, многие абитуриенты к нам не пойдут. Даже без дополнительного экзамена в прошлом году на физическом факультете был недобор», — считает декан.

По его словам, во всем мире сейчас наблюдается кризис естественных наук, кроме биологии и IT-направления.

«Сегодня, в том числе и в Беларуси, все хотят быть международниками, психологами, юристами. Но нужно ли нам такое количество этих специалистов? У нас страна производственная, перерабатывающая, — говорит Анищик. — Нам нужны разработчики новых технологий, материалов, проектировщики, а это выпускники естественнонаучных специальностей. Думаю, мы скоро осознаем, что ключевой фигурой (особенно на стадии модернизации производств) должен стать не менеджер или юрист, а все-таки инженер. Кроме того, не стоит забывать, что физика — одна из интеллектообразующих наук, поскольку изучает законы природы».

Почему абитуриенты зачастую обходят физику вниманием?

«Здесь недостаточно, как для общественных наук, хорошей памяти и интереса, — убежден декан. — Здесь лишь словосочетание „квантовая механика“ способно ввести в ступор слабонервного абитуриента. Да, поступив сюда, нужно учиться. Та же японская система образования зиждется на тезисе „Учеба — это тяжелый труд, только так можно чего-то добиться“. Мы почему-то об этом забыли, и многие с подачи родителей учатся ради „корочек“, а не ради знаний. Хотя сегодня интеллект — самое большое богатство нашей страны».

Виктор Анищик говорит, что его беспокоит нынешняя тенденция: сейчас повсеместно сокращают сроки обучения.

«Но разве можно это делать, когда речь идет о разработчиках? Ведь мы не сокращаем сроки обучения врачей, нет речи о сокращении программ для будущих атомщиков. Где логика, если специалистов по машинам и аппаратам пищевых производств мы собираемся готовить 4,5 года, а специалиста с фундаментальной физико-математической подготовкой — 4? И вообще, подготовить хорошего специалиста для современной наукоемкой отрасли промышленности за 4 года вряд ли возможно», — считает он.