Православный священник ответил на острые вопросы пользователей Onliner.by

 
7018
28 февраля 2013 в 9:30
Автор: Алексей Носов
Автор: Алексей Носов

Недавно мы писали о том, что православный священник Иоанн Задорожин готов обсудить темы церковного бытия, интересующие пользователей Onliner.by. Эта новость вызвала живое обсуждение. Посетители нашего сайта задали множество вопросов. Мы, в свою очередь, как и обещали, отобрали самые интересные из них и отправились к священнослужителю Свято-Петропавловского собора города Минска, чтобы получить ответы. От чего зависит заработная плата служителей церкви, почему лавки при храмах могут вести торговлю, как формируются цены, почему человек именно раб Божий, а также многое другое — читайте и смотрите в нашем интервью.

Видеообращение священника Свято-Петропавловского собора Иоанна Задорожина к пользователям Onliner.by:


— В комментариях чаще других возникал вопрос о происхождении цен на товары религиозного предназначения. Давайте с него и начнем.

Отец Иоанн говорит, что сперва нужно определиться с понятием «цена» — оно светское, и его не существует в церковном общении (есть рекомендуемая сумма пожертвования). В данном случае оно условно:

— Цена в киоске (книги, иконы, крестики и пр.) — это цена, которая платится храмом тому человеку, который произвел этот товар. Она формируется исходя из размеров закупочных, транспортных и прочих аналогичных расходов, а также с учетом необходимости оплаты труда персонала. Думаю, всем понятно, почему, например, серебряный крестик не самой простой работы, привезенный из Иерусалима, не может стоить «сколько не жалко».

— Но ведь цены разнятся от храма к храму, от местности к местности. От чего зависит наценка к себестоимости товара и почему она вообще существует?

— Размеры надбавок, как правило, согласуются с благочинными (старшие в округе священники). В городе — с настоятелем храма.

По словам священника, некоторые товары раздаются бесплатно или отпускаются по себестоимости:

— Святая вода (если она не бутилированная) раздается в церквях бесплатно. На многих приходах не принято делать наценки на Священное Писание.

Эти «экономические потери» могут закладываться в наценку на другие товары.

— Зависит цена и от уровня спроса, и от объемов продаж: чем больше спрос, тем меньше может оказаться цена, — объясняет разницу в ценах отец Иоанн.

Это происходит в том числе и потому, что — условно! — килограмм штукатурки в провинции стоит не меньше, чем в городе, а потребность в ней у сельского прихода такая же, как и у городского. Но в глубинке практически некому покупать товары, поэтому они отпускаются несколько дороже. Что касается цен на свечи, то здесь, как нам объяснили, наценка играет роль добровольного пожертвования на благосостояние прихода. Вместо того чтобы просто оставлять деньги в ящике для пожертвований, человек покупает свечу.

— Все свечи разного размера. Обрядно-богослужебное значение у них у всех совершенно одинаково, однако разница в размере определяет разницу в той сумме, которую просят пожертвовать. Православная церковь в благодарность за жертву дает жертвователю свечу — как видимое, материально осязаемое «спасибо».

— Наши пользователи в комментариях упоминали эпизод из Библии, когда Иисус изгонял всех торговцев из храмов. Как вы объясните то, что сегодня в церкви ведется торговля?

— Те торговцы, которых Господь изгонял из храма, конечно же, делали просто свой бизнес для своей личной наживы, но отнюдь не на содержание храма.

Существующую сегодня торговлю священнослужитель объясняет просто: это такая современная форма пожертвований. Раньше в Иерусалимском храме (откуда и изгонял торговцев Господь) была обязательной уплата «десятины» (прихожанин обязан был отдавать 10% своего дохода на содержание церкви), а сегодня, как минимум в православной церкви, такой практики нет. Священник подчеркивает, что жертва эта добровольная и никто не заставляет человека покупать тот или иной предмет, но забывать о помощи церкви не стоит.

— А на каких условиях строятся отношения церкви и государства?

— В Беларуси не принят закон о реституции (возвращении) земель и другого вида собственности, отобранной большевиками. Однако у нас земля выделяется всем религиозным организациям (и православным в том числе) безвозмездно, если ее территория используется только в рамках устава религиозной организации. Указом главы государства религиозные организации были освобождены от обложения земельным налогом и налогом на недвижимость. В остальных вопросах церковь выступает как обыкновенное юридическое лицо, отдавая в казну все необходимые платежи. К сожалению, вопрос о выделении земли властями не всегда решается положительно: получить землю не так просто. Основные доходы приходов — пожертвования прихожан.

— А что насчет расценок на священнодействия?

Отец Иоанн сразу же четко отвечает, что устанавливать цены на такие обряды, как крещение, венчание, погребение и т. д., неприемлемо.

— Однако существуют так называемые «рекомендованные размеры пожертвований», — говорит он. — Некоторые дают больше. Бывает и так, что кто-то не дает вообще — правда, не специально, а в суматохе. Допустим, вы спросили — вам что-то «порекомендовали». Если для вас это неприемлемо или невозможно — давайте сколько считаете нужным. Если у того человека, который принимает ваше пожертвование, сложится впечатление, что вы отдаете последнее, «нажитое непосильным трудом», или то, что вам просто не хочется жертвовать, а вас заставляют, то у вас могут и не принять деньги вообще.

Увидев комментарий о том, что в других конфессиях все священнодействия бесплатны, отец Иоанн возразил, сказав, что не все так однозначно и есть прецеденты, когда священнослужители требовали оплаты, во что бы то ни стало.

— Все лежит на совести самого священника, — делает важный акцент отец Иоанн и тут же замечает, что люди часто неправильно трактуют понятие «рекомендованный размер пожертвования»: — Можно на условный вопрос «сколько?» ответить «сколько не жалко» (так часто и делают). Однако не всеми такой ответ воспринимается корректно: одним ничего не жалко, и они готовы отдать все вместе с кошельком, а потом месяц ничего не есть, другие будут испуганно искать компромисс между своими желаниями и возможностями, а потом придут на следующий день и виновато переспросят, а не обиделся ли священник и хватило ли этого. Некоторые вообще склонны думать, что священник своим «неопределенным ответом» только набивает себе цену…

Он говорит, что, исходя из «рекомендованной суммы пожертвования», приход строит свои планы по развитию, но при этом священник не должен злоупотреблять этими суммами, а тем более просить какую-то плату.

— Давайте поговорим о таком слове, как «раб». Считается, что рабство — это плохо, но тем не менее нам постоянно говорят, что мы рабы Бога. Почему так? Зачем Всевышнему рабы?

— Для меня лично быть рабом Богу — это быть ему сыном, — отвечает священник.

По его мнению, раб — это работник, и есть два вида рабства: рабство у Сатаны (ты раб страстей и желаний) и рабство у Бога (свобода от страстей и стремление к совершенству). Первое тянет тебя вниз, а второе помогает достичь просветления и умиротворения.

Основную идею «рабства» отец Иоанн сформулировал как «управление своими страстями».

— Раз уж мы заговорили о борьбе со страстями… Не должны ли служители церкви воздерживаться и быть более скромными, например в выборе личного автомобиля?

— Нет никаких крутых машин и спорткаров. Они имеют место в таких мегаполисах, как Москва и Питер. И то крайне редко встречаются. Что греха таить, встречаются священники, которые неподобающе себя ведут и не скромны. За этим следит вообще правящий епископ, епархиальное управление, церковные суды сегодня существуют. Многих, кто сегодня скандально в аварии попадал, пьяные за рулем ездили — против них всех есть церковное прещение.

Другими словами, плохих священников отстраняют от службы. Наш герой рассказал, что у церкви существует своеобразная книга жалоб: если человеку что-то не нравится (попался нечистый на руку священник, например), он всегда может обратиться с жалобой в епархиальное управление, где ее обязательно рассмотрят.

— Раз встречаются нескромные священники, значит материальная составляющая позволяет им нескромничать. Тут мы подходим, наверное, к одному из самых острых вопросов — зарплате священнослужителей. Какая она и от чего зависит?

— Среднюю зарплату священнослужителя не выведешь, потому что они разнятся в зависимости от приходов. Уровень благосостояния зависит от объективных и субъективных факторов. Объективные — количество прихожан и их благосостояние. Субъективные — трудолюбие священников, их совесть и щедрость настоятеля.

Отец Иоанн говорит, что многие священники подрабатывают на светских должностях и это дает им дополнительный доход. Бывает, что служитель получает от богатых прихожан дорогие подарки. Автомобили уровня «не для простых смертных», замечает он, в основном достаются священнослужителям именно таким образом. Сам отец Иоанн таких подарков не приемлет и ездит на обыкновенной малолитражке, которая досталась ему от отца.

О карьерном росте священник ответил кратко, сказав, что все зависит от образования, выслуги и конкретных достижений.

В окончание нашего интервью отец Иоанн процитировал следующие слова святителя Николая Сербского: «Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям, ибо, накапливая зло к людям, накапливаешь яд, который рано или поздно убьет в тебе человека. Изо всех сил расти в себе добро к людям. Посильнее сдави сухой ствол своей души, и всегда сможешь выдавить, словно каплю воды, добро — оправдание для прощения врагов, а значит, одержишь над ними духовную победу».