Белорусская сюрреалистка Надя Бука бросила вызов ЖКХ и пообещала оклеить Минск пигласами

 
4052
07 марта 2013 в 15:15
Источник: Татьяна Никитина, Алексей Носов (видео). Фото: Личный архив
Источник: Татьяна Никитина, Алексей Носов (видео). Фото: Личный архив

Она любит яркие краски, борется с ЖКХ за уличное творчество и считает, что смысл ее жизни — дарить людям сказку. Белорусская сюрреалистка Надя Бука создала новый вид декоративно-прикладного искусства — бутинанку. Ажурные узоры, вырезанные из бумаги, больше знакомы нам под названием «вытинанка» — например, снежинки мы учились делать еще в школе. «Наши бабушки и прабабушки вырезали из бумаги шторы, скатерти, салфетки. А порой даже каких-то сказочных героев, — говорит Надя. — Часто вырезали символы неба, земли и плодородия. Такие ажурные, симметричные узоры. Обычно в ход шли большие ножницы, которыми стригут овец либо кусты». Название «бутинанка» родилось из трех слов: бумага, вытинанка и Бука.

«В моих работах тоже можно увидеть традиционную белорусскую символику, — поясняет художница. — Но в них есть асимметрия. Бутинанка — это такая сюрреалистическая композиция, которую я придумываю сама. Ее главное отличие от вытинанки в том, что это мои идеи, мои личные символы, интерпретированные под современность».

В руках художника гораздо привычнее видеть кисть, карандаш или мел, но никак не ножницы. Наша героиня сравнивает свое ремесло с мультипликацией. «Это очень интересно, — объясняет Надя. — Кропотливая работа, в которой всегда есть доля сюрприза и сказки. Когда я рисую и вырезаю, еще неизвестно, что получится в конечном итоге. Потом я переворачиваю лист, кладу его на какой-то фон и вижу совершенно иную композицию. Будто смотришь мультфильм».

«Это непросто, — рассказывает художница. — Многие считают, что я вырезаю их скальпелем. Да, со скальпелем было бы гораздо проще. Но я все свои работы делаю маленькими маникюрными ножницами. Вот даже мозоль есть на указательном пальце».

Бутинанка складывается из очень мелких деталей. Однако сложнее всего не вырезать композицию, а придумать ее. «Идея довольно долго рождается, — говорит героиня. — Есть такие композиции, которые я вынашиваю в себе годами. А потом вырежу, порву и выброшу. Но вырезать не так уж и сложно. Просто нужна практика».

Главных и уже довольно известных персонажей Надиных картин зовут пигласами. Эти крылатые существа символизируют добро и вдохновение. «Это такой глаз, который оберегает добрых творцов. Он похож на ангела, но все-таки чуть более приземленный, — поясняет Надя. — Существо, напоминающее птицу. Просто я добавила глазу крылья, и он полетел».

Глаз — одна из любимых форм сюрреалистки. «Пигласы существовали всегда. Просто мы о них не знали. Я всего лишь сделала их фотографию, — улыбаясь, рассказывает Надя. — Родились пигласы спонтанно. Однажды проснулась и увидела такой образ. Но нарисовала и вырезала только спустя три года».

Маленький сын нашей героини тоже верит в пигласов. Каждый вечер он просит маму рассказать ему сказку. Многие персонажи Надиных картин родились во время ежевечерних погружений в мир волшебства. «Он сам на занятиях по математике рисует пигласов. У воспитателей сначала были вопросы. Они даже приходили к нам домой, чтобы удостовериться, все ли в порядке, — говорит Надя. — Когда они зашли в квартиру, сын сразу побежал показывать мою картину. Вот тогда воспитатели успокоились и поняли, что просто у ребенка мама художник».

Уже придуманы десятки героев. Но одни из самых любимых — мигласы. «Они питаются вредными веществами. Например, когда вы сидите за монитором или смотрите телевизор. Просто подходят, дотрагиваются до ноги, забирают все, что у вас плохого накопилось, — объясняет художница. — Тогда у них уровень салатовости повышается. И они из коричневых превращаются в салатовых».

Надя родилась в Молодечно, но вот уже 4 года живет в Минске. Мы поинтересовались, уютно ли чувствует себя художница в столице. «Да, очень. Мне нравятся эти широкие проспекты. У меня есть любимые места. Я люблю парк Янки Купалы. И тот старый мост, что недалеко от площади Победы. У Минска свой особенный характер, свой почерк, — говорит Надя. — Однако в последнее время мне не очень нравятся новые архитектурные формы, которые врываются в старинные кварталы. Жаль, что деньги решают все».

Часто Надя сталкивается с осуждением. «Непонимание чувствуется сильно. Белорусы не привыкли к чему-то новому и яркому, к таким положительным взрывам, — удивляется художница. — Нередко слышу: „Ой, что-то она какая-то сумасшедшая. Просто захотела выпендриться!“ Бог им судья. Я просто живу в своем бумажном мире. Я хочу сделать наш мир краше, необычнее. Ведь в повседневной жизни хватает простых предметов, а мне хочется, чтобы люди больше фантазировали».

Уличные музыканты, театралы и граффитисты стремятся продемонстрировать окружающим свое творчество. Одни просто зарабатывают на этом деньги, а другие верят, что в их силах сделать мир более ярким и праздничным. Вот и Надя решила украсить двор возле своего дома. «У нас во дворе есть кусок стены. Он абсолютно никому не нужен, — поясняет художница. — Мне показалось, что это прекрасный фон для граффити. Я решила наклеить большую бутинанку на эту стену. Вырезала три красивых окна, мигласов и пигласов, которые летают. А поздно вечером сделала композицию на стене. Это заняло довольно много времени и стоило больших трудов».

Впрочем, не все добрые порывы понимают правильно. «Когда я проснулась утром, увидела, что дворник все это ободрал. Я, конечно, плакала. Знаю, что это не было стеной гаража или дома», — говорит Надя. «Я уверена, что люди останавливались бы и смотрели на необычную графическую композицию. Но почему-то наш ЖЭС так не считает. Однако сейчас я сделала наклейки: голубых пигласов. И расклеиваю их по всему городу. Все они не смогут ободрать. У меня их тысячи. Если увидите, знайте, что это я», — смеется художница.

В такие минуты разочарования Надя достает из своей сумки бутылочку тосола. «Потому что мой любимый цвет — ярко-бирюзовый. Зимой я достаю бутылочку, смотрю, и мне уже как-то радостней становится. Но я никого не травлю. Просто смотрю», — отшучивается героиня.

Мы поинтересовались, кто обычно покупает Надины картины.

«Обычно их не покупают, к сожалению. А если и покупают, то это люди из-за рубежа. Возможно, потому, что белорусам непонятно это искусство. Да и вообще наши люди редко покупают любые картины, не только мои. Им важнее купить домой кожаный диван, торшер с канделябрами и позолоченной ножкой», — огорчается Надя.

Художницу очень возмущает, что в некоторых белорусских магазинах искусство ставят на один уровень с электротоварами. «Недавно в магазине услышала, как женщина поинтересовалась у продавца, в каком отделе продают картины. Как оказалось, в отделе электротоваров! Какую картину можно там купить? Как обычно: котики на снегу, лошадь на сене. Картины открыточного типа, которые можно срисовать за один вечер, — объясняет Надя. — Но стоили они порядка миллиона, а то и двух. А наши люди покупают вот такие картины. Но искусством это не назовешь в принципе».

Стоимость бутинанки зависит от формата и сложности работы. Средняя цена — полтора миллиона. Сегодня Надя пробует себя еще и в роли дизайнера. «Я стала печатать свои иллюстрации на футболках. Вижу, что людям нравится. Меня это очень радует. Сейчас думаю сделать принт на ткани. И из этой ткани шить платья», — планирует Надя. Квартира художницы напоминает музей: разрисованные стены, портреты известных людей, стулья в форме кубов. «Я недавно участвовала в выставке „Постулат“. Нужно было делать стулья. Я сделала сразу три. На одном выклеила гнездо. Во время открытия я на нем высиживала яйцо, — смеется Надя. — Еще торшер делала из бумаги».

Молодому белорусскому художнику дорога во многие галереи закрыта. «Мне уже несложно, — поясняет Надя. — Потому что мое имя знают. Но и мне не везде есть дорога только потому, что не вхожу в союз художников. И такая проблема существует у очень многих».

Но попасть в союз художников довольно сложно. «Там много разных процедур», — говорит Надя. Молодой художник должен пройти отбор. Если галерист сочтет его работы интересными, то выставка может состояться. «Начинающим художникам не так уж просто выставить свои работы на всеобщее обозрение. Обычно есть условие — это обязательное художественное образование. Да и связи тоже играют важную роль, как ни крути. Если у человека есть нужные знакомства, то выставиться гораздо проще», — рассказывает наша героиня.

Свою первую выставку Надя смогла организовать после победы в международном конкурсе «Дети мира рисуют Иерусалим». После этого она стала стипендиатом специального фонда президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи. «Это мне очень помогло сделать первую выставку. Я считаю, что у нас крайне мало галерей для молодых художников. Если выехать за границу, в ту же Литву или в Латвию, там много частных галерей современного искусства. Там у творческой молодежи есть возможность заявить о себе», — завершает Надя.