Фоторепортаж: на сборе березового сока в хороший сезон можно заработать $1000

 
5944
16 апреля 2013 в 17:00
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский

Весна в этом году запоздавшая, посевная — экстремальная, с березовым соком тоже не все гладко. Его сбор лесхозы начали позже обычного, дожидаясь, пока ночью станет тепло. Вдобавок ко всему во многие леса сейчас тяжело заехать на машине. Тем не менее, говорят в лесничествах, нужное количество сока заготовят без проблем. О том, как получают березовик, — в нашем репортаже.

В Кобринском лесхозе несколько плантаций, где подсочены березы. Мы находимся на той, которая предназначена для промышленной заготовки.

 

«Год неоднозначный. Сока много, подъездных путей нет, — рассказывает инженер по стандартизации Кобринского лесхоза Евгения Панасюк. — На подсочке у нас работает шесть бригад. Сок продаем консервным заводам и населению. Цена литра — 960 рублей с НДС. Для всех».

Цена копеечная, однако поднять ее, говорят специалисты, проблематично. Многие консервные заводы дышат на ладан, еще не рассчитались с лесхозами за прошлый год. В 2012-м на одном из предприятий области даже всерьез планировали сок выливать, так как не было денег, чтобы купить тару… Именно поэтому многие производители еще закатывают березовик в стеклянные банки. На Tetra Pak средства отсутствуют.

«Несмотря на низкие цены, которые мы закладываем, рентабельность по соку все равно составляет 18—20%», — отмечает Евгения Панасюк.

Лесника Олега Раковского проблемы производителей особо не интересуют. Его задача — собрать нужное количество сока с отведенной делянки. И вовремя получить зарплату. В хороший сезон, говорит Олег, получалось заработать по $1000 на каждого в бригаде. В этом году будет меньше, не такие масштабы заготовки. «Миллионов пять на брата выйдет», — прикидывает лесник.

«Сначала делаем на выбранных деревьях, которые достигли оптимального возраста, контрольные подсочки, потом — бензопилой — надрез, в который вгоняется клин, — рассказывает „сборщик“ о нехитрой технологии. — После этого отверстия замазываем глиной».

Пробы сока берут представители санитарных служб. «Случаев, чтобы обнаружили какие-то вредные вещества, у нас в практике не было», — заверяют специалисты.

«Хорошая береза может давать до 30 литров сока в сутки, — рассказывает нам Олег. — Только хороших уже мало. Березы усыхают, все это последствия мелиорации, которую активно проводили на Полесье…»

Сок из заполненных мешков переливают в ведра, а потом в бочку. Вскоре за товаром приедут представители консервных заводов. Потом процедура повторится.

 

 

 

 

В Минске березовый сок населению пока не продают — обращаться нужно в лесничества, расположенные в окрестностях столицы. Литр сока, сообщили в ГЛУ «Минский лесхоз», ориентировочно будет стоить 800 рублей.