Изнутри: белорусы покупают в вильнюсском «Акрополисе» кольца с бриллиантами и удивляются тому, что бывает бесплатный Wi-Fi

 
9748
19 апреля 2013 в 18:06
Автор: Артур Боровой. Фото: Влад Борисевич
Автор: Артур Боровой. Фото: Влад Борисевич

Железный занавес давно упал, прошли времена дефицита, но остались визовые проблемы, а отечественная торговля все еще нерасторопна. Торговый центр сети «Акрополис» построили в Вильнюсе более 10 лет назад, и неудивительно, что со временем он стал весьма популярным у белорусов — чуть ли не символом заграничного изобилия и дешевых цен! О том, что́ покупают сейчас в «Акрополисе» туристы из Беларуси, почему в Вильнюсе много известных брендов, а в Минске — нет, о «совке» и стандартах обслуживания — в нашем материале.

Литовцы тоже любят хоккей

— «Акрополис» был первым гипермаркетом, который открылся в Литве, да и в целом в Прибалтике, — говорит управляющий ТЦ «Акрополис» в Вильнюсе Чесловас Урбонавичюс. — Мы изначально исходили из концепции, что это не просто торговый, но и развлекательный центр, где можно совершать покупки и проводить время. 12 лет назад ледовая арена в составе ТЦ была новацией, а потом ее наличие стало традицией для всех «Акрополисов». Замечу, что руководство Литвы не играет в хоккей, мы решили популяризировать спорт сами.

«Акрополис» — это сеть с литовским капиталом, всего в стране 4 торговых центра. Самый большой, более 100 тыс. квадратных метров, находится в Вильнюсе, ТЦ сети есть также в Каунасе, Клайпеде и Шауляе. Каунасский центр продали немцам, но ставшую узнаваемой марку он сохранил.

— Литва — не Беларусь, здесь открываются новые гипермаркеты, принадлежащие мировым сетям. Конкуренция — это хорошо?

— Конкуренция видна в супермаркетах, на уровне торговых центров она пока не очень сильная, хоть и возросла. Вопрос в том, что мы национальный ТЦ, куда приезжают со всей Литвы, из-за рубежа. Каждый месяц — представители более 20 стран. Нам помогают работать успешно наши плюсы, а именно: широкая представленность различных брендов, большое количество развлечений, паркинг на 3500 мест. Кинотеатр остается самым популярным в городе, а боулинг — самым большим.

Почему брендам не интересна Беларусь

По словам управляющего, подсчитано, что в торговом центре семья покупателей проводит в среднем 2,5—3 часа. Приемы, которые уже 10 лет назад использовали в «Акрополисе», взяли на вооружение и у нас. В витринах магазинов здесь в основном товары для женщин как главных инициаторов шоппинга. В центре расположена фуд-зона, где муж и жена по идее должны встречаться после продолжительных забегов по бутикам и вместе обедать.

— Как вы работаете с брендами? Зовете их, или они приходят сами? В Минске известные торговые марки представлены весьма слабо.

— Иногда ищем мы, иногда они сами выходят с предложением. Мы ждали 12 лет, пока к нам придут H&M, но им это было неинтересно. И вот осенью в клайпедском и вильнюсском торговых центрах «Акрополис» будут открыты первые в стране магазины H&M. Почему в Минске меньше брендов, чем в Вильнюсе? Бренды смотрят на рынок, на платежеспособность населения (в Вильнюсе средняя зарплата составляет около $1000), на стабильность валюты, в целом на свое будущее в регионе. Впрочем, мы не стремимся работать с очень дорогими марками, их магазины есть в старом городе. «Акрополис», скорее, работает для среднего класса.

Мужик несет 4 телевизора? Значит, белорус!

— Когда вы поняли, что белорусам интересен «Акрополис»?

— Интерес начали чувствовать где-то с 2007 года. С того времени каждый год количество покупателей из вашей страны удваивалось. Лично я первый раз увидел людей, которые покупали сразу по 4 телевизора, приезжали с расписками — ими оказались как раз белорусы. Сначала к нам ездили люди, которым, наверное, было легче получить визы, потом — те, которые видели в этом бизнес. Потом мы увидели туристические автобусы. Сейчас замечаем, что белорусы приезжают не только в магазин, но и чтобы хорошо провести время в Вильнюсе.

— Белорусы — хорошие покупатели?

— Замечательные, мы это быстро поняли. Мы провели определенную работу, говорили с руководителями магазинов, чтобы они оставляли на работе русскоязычных продавцов. До того момента это были в основном молодые люди, который русский в школе уже не учили. Также решили вопрос о возврате Tax Free. Сколько белорусов посетило «Акрополис» в Вильнюсе в прошлом году, сказать тяжело, но их покупки составили 5% от оборота. Это хорошие цифры, и мы заинтересованы в их росте. Поэтому вкладываем деньги в рекламу. В Минске, если вы заметили, появились наши билборды, есть реклама в ваших магазинах…

«Купил девчонке кольцо с бриллиантом»

— Завлечь к себе белорусов вы пытаетесь низкими ценами? Но ведь если учитывать стоимость визы, зеленой карты, вряд ли что-то выиграешь.

— Дешевизна — это не то, что нужно белорусу. Как мы говорим, литовцы приходят в «Акрополис», чтобы купить, а белорусы — чтобы закупиться. Средний чек у них выше, чем у наших людей, — от $250 до $400. И при этом они ищут хорошие бренды. В ходу одежда, обувь, парфюмерия, виски и бренди. Люди приезжают с большими деньгами. Как-то мужчина забыл в магазине кошелек с $10 тыс. Когда наши сотрудники ему возвращали, то не верил, что такое возможно. Недавно видел, как один белорус покупал своей девчонке кольцо с бриллиантом за 2 тыс. евро…

— Если бы проблемы с получением визы были решены, белорусы смели бы тут все?

— Думаю, поток бы вырос, если бы виза стоила не 60 евро, а 6. Но такое ведь пока невозможно, да?

С «совком» нужно бороться

— Когда вы были в Минске в последний раз? Как вам наша торговля?

— У меня очень много друзей, много бизнесменов, которые работают в Минске. Как туристы литовцы тоже едут к вам. Например, чтобы покататься на лыжах зимой. Я был в Беларуси 3 года назад. Заходил в магазины и вспомнил молодость, Советский Союз. В Минске я был мальчиком, на спартакиаде школьников, ваш памятник в центре и сейчас могу нарисовать. Многое осталось, как и тогда… Но ничего, мы тоже прожили такой промежуток, когда ездили в Польшу и покупали там телевизоры, чтобы здесь их продать. 20 лет назад, когда впервые привез из Польши киви, мои друзья удивлялись: что это за картошку ты нашел? Вы тоже это переживете. Если же судить по вашим новостям и по тем людям, которые приезжают сюда, то в Беларуси все хорошо.

— Имеете в виду дорогие машины?

— Да! Машины дорогущие. Вероятно, это просто какой-то культурный момент, связанный с менталитетом. В Таллине, например, были намного лучше машины, чем в Вильнюсе. А просто потому, что литовцы вкладывают деньги в жилплощадь, а эстонцы больше играют на публику. И у нас, в Вильнюсе, одно время было очень много «мерсов». А потом люди поняли, что лучше меньше платить за бензин, чем иметь красивый джип. Философия у людей поменялась.

— В литовской торговле осталось что-либо советское?

— Вся советская торговля была государственной. Теперь такой у нас нет. Ничего не осталось.

— С улыбками продавцов и доброжелательным подходом, значит, вы тоже разобрались?

— Для этого нужно проводить ежедневную кропотливую работу. Наши люди каждый день ходят по магазинам, смотрят, чтобы продавцы были красиво одеты, улыбались. Но не везде пока улыбаются и у нас… Вообще же, весь персонал, помимо устойчивой зарплаты, имеет премию от оборота. Люди заинтересованы в том, чтобы работать хорошо. Не стоит забывать, что в Литве высокая безработица, и они стараются закрепиться на хорошем месте. Покупатели, в свою очередь, стали очень требовательными. Они отвыкли от советского магазина, видят, как работают в западных странах. И хотят за те же деньги получить такой же сервис, как в Англии, Германии.

Право на Wi-Fi нужно записать в декларацию о правах человека

— О сервисе. В «Акрополисе» бесплатный Wi-Fi, но в Maхima за пакеты берут деньги. Почему так?

— В продуктовых магазинах пакеты платные не потому, что на них хотят заработать, а для того, чтобы их не брали по поводу и без. Одно время выдавали бесплатно и увидели, какие горы мусора вокруг. Да и бесплатные пакеты — это не есть сервис. Сервис — это чтобы не было очередей. В той же Maxima оперативно управляют ситуацией и при изменении количества покупателей подключают дополнительные кассы. Что касается интернета, то мы в Литве шутим: Wi-Fi должен быть записан в декларацию о правах человека! Мы уже даже не представляем, как можно проводить время, не заглядывая в телефон, планшет, чтобы почитать новости и отправить почту. Мы были первыми в Литве, потом новацию переняли другие. Белорусы, кстати, часто удивляются, что такое бывает.

— Обеспечить интернетом огромный комплекс — это затратно?

— Это стоит $100 в месяц! Копейки. Гораздо дороже обходятся туалеты. В месяц больше 10 тыс. литов.

С теми, кто разводит людей на скидках, надо бороться

— Есть магазины, Zara и другие, которые практически не имеют скидок. Они работают на услуги, ассортимент. Другие делают их чаще. Мы тщательно следим, чтобы продавцы не играли с покупателями в игры. Например, поднять цену и дать скидку, которой фактически нет. Или представить неполный ассортимент, показать 3 юбки и написать, что скидка в 40%. У нас с этим жестко. Ведь если покупателя один раз обманут, он не будет думать, что его обманули в магазине. Он будет думать плохо про торговый центр.

— Делая скидки, магазины не бедствуют?

— Разумеется, они получают хорошую прибыль за счет оборота. Два раза в год мы устраиваем распродажи по типу «черной пятницы», и тогда оборот возрастает в 3—10 раз. Это очень выгодно. Между магазинами даже проходит соревнование, у кого лучше условия.

Быть или не быть

— Как вы считаете, в Беларуси может появиться свой «Акрополис»?

— Думаю, да. Его построят. Пройдет года два, три, четыре, и в Минске будет если не «Акрополис», то крупный зарубежный торговый центр под другим названием. Это неизбежно.