Эксперимент: Onliner.by заказал курсовые за деньги и попробовал их «защитить»

 
22 990
29 апреля 2013 в 8:30
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев

Горячая пора курсовых идет полным ходом. Пока старательные отличники методично выводят страницу за страницей, другие студенты спокойно готовят наличные, чтобы заплатить за чужой интеллектуальный труд. Писать курсовые и дипломные самостоятельно — бесполезная трата времени, считают многие. Спрос рождает предложение: объявления вроде «Выполним для вас лабораторные, курсовые, дипломные, кандидатские» висят в каждом вагоне метро, переполняют газеты, занимают разделы на форумах. Корреспонденты Onliner.by решили провести эксперимент и дать преподавателям на проверку работы, сделанные на заказ. Мы купили две курсовые по макроэкономике и отправились их «защищать».

Почти все преподаватели вузов горячо и охотно говорят о серьезной проблеме: студенты перестали сами выполнять письменные работы, их курсовые и дипломные — это бесконечно повторяющийся «копипаст», ценность которого равна нулю. Причем, что интересно, представители точных наук нередко бросают камни в огород гуманитариев: мол, работы такого профиля чаще делаются за деньги, потому что они куда легче любой технической дисциплины. Особенно в этом смысле достается экономистам и, пожалуй, юристам.

Корреспонденты Onliner.by решили заказать две курсовые по макроэкономике. Тему выбрали на злобу дня — «Девальвация в Беларуси: причины и следствия».

Исполнителя первой работы без труда нашли на «Барахолке» Onliner.by. «Напишу недорого, качественно и быстро курсовые, дипломные работы, отчеты о прохождении практики. Специальность — экономика, журналистика, психология, педагогика», — гласило объявление минчанки Надежды. Тема курсовой девушку не удивила: «Девальвация, значит?.. Вы, наверное, первый-второй курс нархоза? Вышлите мне свою методичку, и я сделаю вам работу за шесть дней. Стоить это будет 460 тыс.».

Не прошло и четырех дней, как Надежда сама позвонила: «Забирайте курсовую, все уже готово». При встрече она объяснила, что хорошо разбирается в теме, потому что сама закончила БГЭУ три года назад. Сейчас девушка сидит дома с ребенком, вот и приходится подрабатывать на курсовых и дипломах.

«Девальвация нынче такая популярная тема, — уставшим голосом сказала Надежда при встрече. — Знаете, вся эта макроэкономика — общая теория. Вот когда пойдет производство на предприятиях, тогда будет сложнее. Я вам сделала работу на 25 страниц — на втором курсе это то, что доктор прописал. В списке литературы — 14 источников, это нормально. А цифры я брала из Минэкономики, так что не переживайте, должны сдать на хорошую оценку… Проверьте флешку, файл записался? А распечатаете вы уже сами, так ведь?» Напоследок Надежда сказала, что можно позвонить ей, если возникнут какие-то сложности с защитой. Тогда она бесплатно поправит работу.

Купить вторую курсовую мы решили уже не у отличника-одиночки, а в какой-нибудь фирме. Оставили заявку на сайте образовательного центра «Заочник». Исполнителя для нашего заказа нашли не сразу, ценник выставили в 440 тыс. Курсовую обещали написать за семь дней, но не сделали этого. Пришлось ждать работу без малого две недели.

Образовательный центр оказался маленькой комнатушкой, затерянной в коридорах старого офисного здания на Толбухина. В тесном кабинете сидела делового вида девушка. Она недовольно нахмурила брови, когда речь зашла о чеке. Но все-таки выписала квитанцию.

 

«Курсовая написана по новым данным, так что должны хорошо оценить. Вы ее почитайте, а то вас же еще спрашивать будут… Запомните номер заказа. Если возникнут какие-то вопросы, позвоните нам и назовите его», — сказала сотрудница центра и скинула текстовый файл на флешку. «Распечатка в стоимость не входит», — добавила она.

Как выяснилось, большинство подобных контор работают вполне легально. Вести такой бизнес позволяет код 80424 в общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности — «Прочее образование для взрослых и прочее образование, не включенное в другие группировки». То есть по закону эти организации должны всего лишь «оказывать помощь в написании и оформлении макетов письменных работ». На практике же получается совсем другая картинка: за деньги нам продали готовое исследование.

Обе курсовые мы отвезли на проверку заведующему ОНИЛ «Финансы и банковское дело», ученому-экономисту, аналитику, кандидату экономических наук, доценту Александру Матясу. Александр Анатольевич сначала взял в руки работу из «Заочника» и стал тщательно вчитываться в текст. Прошло не меньше 20 минут, прежде чем он сказал: «В принципе, все написано корректно. 8 баллов поставить можно».

«Основной упор в работе делается на антиинфляционную политику, взаимосвязь инфляции и девальвации. Ссылки все правильно стоят по параметрам, по прогнозам. Рука уже набита у тех, кто это делает, — заявил кандидат экономических наук. — Конечно, можно было бы и системнее изложить. Взять бюллетень банковской статистики, „высушить работу“, убрать всю эту лирику, избавиться от интернетовских источников, обновить данные (здесь речь идет о показателях 2009 года). Из этого материала опытному человеку за два часа можно сделать идеальную работу… Но, с другой стороны, это ведь курсовая, а не дипломный проект. На самом деле, студенты иногда приносят работы и похуже. Хотя сразу видно, что это курсовая, сделанная на заказ: здесь такая терминология, с которой средний студент не справился бы. А ведь исполнители, наверное, специально стараются сделать неидеальную работу, чтобы у преподавателя не возникало подозрений… Я больше работаю с заочниками, они обычно делают курсовые по своей реальной практике. А вот в коммерческих вузах часто бывает, что студенты заказывают работы за деньги».

Вторую курсовую, которую сделала выпускница БГЭУ, Александр Матяс пролистал быстрее. Его вердикт — 7 баллов. «Здесь нет ссылок, откуда взята фактическая информация. Первая работа более объемная, к тому же там есть статистические источники. А здесь не хватает системности: пишут о Беларуси и вдруг выхватывают примеры из других стран. Но и эта курсовая не так уж плоха. Вот, смотрите, пункт 2.2 „Антидевальвационная политика Беларуси“… Мы с коллегами в своей книге все так же раскладывали… Если бы тут еще увидел понятие „внешняя девальвация“, встречающееся у Освальда, поставил бы 10 баллов».

Выходит, обе курсовые легко прошли бы защиту? Пятьдесят долларов — и никаких проблем? Нет, все-таки с требовательным преподавателем такое дело не пройдет. «По уровню аналитики и терминологии понятно, что работы сделаны не самим студентом, а кем-то другим. Определить авторство элементарно, достаточно задать один-два вопроса. Многие же даже не удосуживаются заранее прочесть», — говорит ученый-экономист. Сам Александр Матяс не принял бы у отстающего студента подобные работы, ведь нельзя поверить, что это самостоятельный труд двоечника.

Заведующая кафедрой программного обеспечения информационных технологий БГУИР, доцент, кандидат технических наук, экс-директор брестского филиала Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Наталья Лапицкая считает, что часть проблем кроется в сложившейся системе высшего образования в целом. И в то же время кандидат технических наук утверждает, что для ее профиля проблема с купленными курсовыми и дипломными почти не актуальна.

«Инженерная работа и экономическая — это абсолютно разные вещи. На информационных специальностях вообще бессмысленно заказывать курсовую или дипломную работу. Это же код. Если ты его не писал, то вычислить это очень легко. Выбираешь любую строчку программы, и становится понятно, что это делал другой человек. А если говорить о расхожих специальностях — экономических, юридических, тех, где курсовая или дипломная представляют собой лишь текст, являются не проектной, а информационной работой… Там действительно даже темы курсовых из года в год повторяются. Не хочу никого обижать, но подобных работ можно напродуцировать бесчисленное множество… Ведь что делает человек в экономической курсовой работе? Максимум — находит агрегированные статистические данные, подставляет их в формулы, знакомится с литературой и делает обзор. Это уровень хорошего школьного реферата, разве не так?» — задается вопросом Наталья Лапицкая.

«Курсовые за деньги — это проблема целой системы. Такие работы, что вы принесли, в большинстве случаев написаны грамотным квалифицированным человеком, иногда тем же педагогом. А зарабатывать таким образом его вынуждает низкая заработная плата. Разве нормально, что час работы профессора, доктора наук стоит три доллара!?» — недоумевает завкафедрой.

«Эти курсовые — это перецитированное много раз одно и то же. В одном случае это будет курсовой работой, в другом — чьей-то дипломной, а еще в третьем — аналитической статьей кого-то из педагогов, — говорит она. — Но это не люди несознательные, а сама система, которая ставит молодых преподавателей в безвыходное положение».

«Особенно благодатная почва для таких повторяющихся работ на заказ — это экономика, финансы и юридические науки… А вообще, почему продавать курсовые можно легально? Почему эта реклама повсюду? А когда я вижу в метро еще и объявления о кандидатских диссертациях на заказ — плакать хочется!.. Почему это не порицается с точки зрения морали, когда под работой, принадлежащей другому, человек может поставить свою подпись?» — справедливо возмущается Наталья Лапицкая.

С ней согласны многие преподаватели. «Вопрос о купленных курсовых и контрольных актуальный. Причем и в других вузах таких проблем хватает точно так же, как и у нас, — говорит декан факультета информационных технологий и робототехники БНТУ, кандидат физико-математических наук, доцент Евгений Трофименко. — Хотя чаще всего, я думаю, сейчас покупаются работы как раз гуманитарного профиля. Их легче выполнить. Для того чтобы сделать курсовой проект по какой-либо дисциплине технического профиля, нужен специалист. А за реферат по той же истории возьмется любой инициативный человек, который умеет пользоваться интернетом… Вообще, проверять, списал студент или ему кто-то за деньги сделал контрольную, специально этим заниматься — это не наше дело, мы же не следователи. Наше дело — дать учащемуся соответствующие знания и проверить, как он их усвоил. Курсовые и контрольные за деньги — это проблема общества, законодательства. Насколько можно разрешать такую деятельность? А ведь она теперь официально не запрещена! В этом и проблема. Если государство разрешает, то что мы можем сделать? Только руководствоваться нашими нормативными документами и добросовестно выполнять свои должностные обязанности… Хотя на самом деле опытному преподавателю достаточно только открыть курсовую или контрольную, посмотреть, и он сразу поймет, выполнена она самим студентом или нет».

А вот в Белорусском государственном медицинском университете преподаватели давно пришли к выводу: курсовые для подготовки качественного специалиста бесполезны. Поэтому в БГМУ студенты вообще не готовят письменные итоговые работы. «У нас другой профиль текущей аттестации: устные зачеты, тестовые контроли, экзамены, — говорит декан лечебного факультета БГМУ, кандидат медицинских наук, доцент Алексей Волотовский. — Во время экзамена, кроме билетов, даются и практические задания: например, нужно узнать под микроскопом препарат по гистологии. Итоговая аттестация — это не дипломные проекты, как в технических вузах, а государственный экзамен, который также включает теоретическую оценку и практические вопросы. У нас идут межсессионные практики: поликлиническая, врачебная, стационарная. Конечно, рефераты или научные работы наши студенты делают, но это немного другое. А курсовых и дипломных у нас как таковых нет. Поэтому у моих студентов нет потребности искать какую-то лазейку, заказывать что-то за личные средства, чему я очень рад».