Оперный солист и преподаватель вокала оценили выступления участников первого полуфинала «Евровидения»

 
1583
14 мая 2013 в 9:05
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев. Видео: Алексей Носов
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев. Видео: Алексей Носов

Сегодня в шведском городе Мальме начинается «Евровидение». В первом полуфинале конкурса выступят 16 участников, среди них и белоруска Алена Ланская. Корреспонденты Onliner.by сейчас осваиваются в «Мальме-Арене» и готовят репортажи из гущи событий. Ну а пока мы решили провести суровый смотр полуфиналистов еще до официального начала конкурса. Для этого в редакцию пригласили тенора, солиста Национального академического Большого театра оперы и балета, лауреата международных конкурсов Михаила Пузанова и преподавателя вокально-хоровых дисциплин Новополоцкого государственного музыкального колледжа Алексея Лубченка. Наши комментаторы не поленились и прослушали выступления всех участников, выложенные на YouTube. Им было что сказать.

1. Австрия: Наталия Келли с песней Shine

Михаил Пузанов: Я читал о ее вокальной школе. Она молодец, взращенный человек.

Алексей Лубченок: Да, не в переходе ее нашли.

А. Л.: Я так понимаю, это практически готовый клип.

М. П.:  Я клипов в принципе не могу понять, для меня это все сделанное. Человек, когда выходит на такой конкурс, поет вживую, он открытый, «голый». А клип, подготовка к нему — это профанация. Людям очень сильно помогают. Но! Каждый участник должен запомнить: на сцене он будет один, и больше не будет ничего.

А. Л.: Это такой временной момент: здесь и сейчас. Как он себя покажет, так и будет. А клип — это определенный бюджет, какая-то задумка, но это все постановочно. А там, на сцене, во время конкурса — живой звук.

М. П.Давай к следующему переходить, потому что это унизительно слушать. Это дети, которыми занимаются родители с самого детства, они считают себя талантливыми. Все сделано красиво, очень хорошие были педагоги, это видно.

А. Л.: На самом деле качественный продукт. Но что это будет на сцене?

М. П.: Да, продукт качественный. Но так чтобы прямо «ой мама мия»… Нет!

2. Эстония: Биргит Ыйгемеэль с песней Et uus saaks alguse

А. Л.: [Читает] «Биргит была участницей детских групп Kreeker и Creaker Kids…»

М. П.: «Крекер Кидс»? Наверное, она не без изюминки.

А. Л.: «…Закончила музыкальную школу по классу скрипки».

М. П.: Значит, музыкант, что-то должно быть. Эстония бывает интересной.

М. П.: Ну нельзя долго декламировать! Это должно живо быть. Вот же пошла линия — и все, и развивай ее! В общем, голос есть, школа есть, видно, что человек учился вокалу. Не просто так поет.

Алексей Лубченок похвалил исполнительницу за то, что она поет на своем родном языке. По его словам, на английском лучше британцев песню все равно никто не исполнит, как бы они ни пытались. Поэтому правильно будет сохранить родную речь.

М. П.: Мне понравился звук. Чувствуется сразу: человек учился вокалу. Причем не эстрадному, а классическому.

А. Л.: Да, это ей помогает.

М. П.: Помогает дышать. Вот я не могу понять, когда эстрадники говорят: у нас совершенно другая школа. Нет никаких других, кроме признанной школы классического вокала. С классическим вокалом ты можешь делать все что угодно. Можешь брать любые залы, тебе поможет микрофон, и не надо будет так кричать. У тебя есть дыхание, есть уверенность. Ты три часа свободно отдашь людям просто так. А они поют одну песню, задыхаются, уже не могут, глаза на лоб — все!

А. Л.: В любом случае, здесь видна школа, скорее всего, это классическая школа. Но хочу сказать в поддержку народного, ведь я сам народник… Оно тоже все основывается на дыхании, к тому же придает определенный тембр, какую-то окраску голосу, уверенность.

В ответ оперный певец заметил, что есть природные факторы, когда человек не может воспроизвести классический звук. Он получается немного приоткрытым. «Но что такое классики? Что такое певцы итальянские? Это та же народная школа, чуть-чуть облагороженная!» — воскликнул Михаил Пузанов.

3. Словения: Ханна Манчини с песней Straight Into Love

М. П.: Боже, что же все девушки да девушки! Их плодят просто!

А. Л.: Композиция «Прямо в любовь» в стиле дабстеп. Это сейчас популярно.

М. П.: Она хотя бы текст сама написала. Это уже о чем-то говорит. Когда сам человек пишет песню, это чувствуется.

А. Л.: Сразу хочется в танец броситься, причем в энергичный.

М. П.: Сидеть на месте трудно. Сразу рукой так хочется, как у шведки на прошлом «Евровидении» — оба, и пошло́! Эх! Но чтобы она так дальше продолжала.

А. Л.: Может быть, в Швеции она и покажет, сложно судить.

М. П.: Сразу такие ассоциации: мир, свобода… И пошло́. Тут она развернула.

А. Л.: Да, кто-нибудь обязательно придет и сделает так же, как и человек, который победил в прошлый раз.

Оперный солист недовольно замечает: «Воруют друг у друга. Все время думают: надо себе что-то вставить из номера победителя».

А. Л.: Позвольте, я остановлю это мракобесие. [Выключает.] Но энергично.

[Смеются.]

А. Л.: Может быть, и я меломан, слушаю разную музыку, но мне очень сложно разграничить, что есть что: Рианна, Бейонсе, кто там еще рядом стоит, такая похожая девушка… Все это похоже, не оригинально.

Михаил Пузанов хочет видеть на сцене искренние чувства: «Чтобы стал человек и как дал — слезы потекли или порадовался. И все, больше ничего не надо. Почему Рыбак победил? Потому что улыбка была на весь экран. Еще и ракурсы съемки такие были. Эта улыбка, доверчивость: „Я не артист, я такой же, как вы все, я для вас!“ Искренность очень важна. Потому что если ты стоишь и что-то из себя пыжишь, зритель скажет: „Извини, но это я на тебя билет покупал, а не ты на меня“. Ты должен отдаться целиком и полностью!»

4. Хорватия: Klapa s Mora с песней Mižerja

А. Л.: А у нас наконец мужики!

М. П.: О, давай мужиков!

А. Л.: Немножко про них. [Читает] «Романтическая композиция о неразделенной любви к женщине. Это традиционная хорватская техника вокала, уходящая корнями в долматскую». То есть это фольклор.

М. П.: Как ты любишь.

А. Л.: «В составе шестеро участников». Мне кажется, у всех у них есть образование.

М. П.: Естественно, это же, считай, наши «Верасы».

А. Л.: «Большой опыт в записи альбомов». Такое чувство, что чужих каких-то альбомов, потому что ничего своего у них нет.

М. П.: Что пишут про артистов — это вообще ерунда. Главное то, что ты слышишь.

А. Л.: Классический вариант, «мен ин блэк».

М. П.: Хор Турецкого.

А. Л.: …в хорватском стиле.

А. Л.: Я что-то здесь народного не слышу.

Наши комментаторы проматывают видео в поисках народных мотивов. И не находят их. Зато обращают внимание на шаблонно поставленную хореографию.

М. П.: Меня всегда убивает: ну что это за постановки такие?! Если он взял микрофон — все взяли микрофон, если он убрал руку — все убрали. Ну что это такое?!

А. Л.: Хореограф работал. Бюджет все-таки! Его же нужно отработать. [Смеется.]

М. П.: Смотрят друг на друга. Знаешь, как в хоре, встретились — и глазами показывают, мол, я тебе тут бровью поведу, и ты начинай…

А. Л.: Мужик мужику поет о неразделенной любви к женщине!

[Неудержимый смех.]

Михаил Пузанов долго не мог остановить смех. «Ой, я не могу, неразделенная любовь у мужиков!» — приговаривал он. И посоветовал отправить их в какую-нибудь юмористическую программу.

5. Дания: Эмили де Форест с песней Only Teardrops

Наши эксперты переходят к оценке не просто исполнителя, но и известного датского композитора, на счету у которого 12 песен. Михаил Пузанов уже видел выступление Эмили и остался в восторге от ее впечатляющих глаз.

М. П.: Вот, этника пошла… Уже приятней, правда?

А. Л.: Да, с этим придыханием, это явно какая-то этника. Но не датская.

М. П.: Такой номер был у нас уже у Александры и Константина. Вот прямо стоят они перед глазами, честное слово.

Преподаватель вокала замечает на сцене барабаны. «Или это прожекторы, как в Великую Отечественную?» — задается вопросом Алексей Лубченок.

Главное, что в этом выступлении есть основа, считает оперный певец. У него даже связки реагируют на то, как Эмили заводит мелодию. «Хочется с ней петь… Свободно — и все. Мне нравится ее пение».

«Есть будущее у этой девушки», — резюмирует Алексей Лубченок.

6. Россия: Дина Гарипова с песней What If

А. Л.: Насколько я помню, она победительница шоу «Голос». Правда, у нас это не транслируется. Только по ОРТ.

М. П.: У нас артисты — смотреть не на кого! Не на кого!

А. Л.: Эко вы подытожили! А что же мы сейчас делаем? Чем же мы занимаемся сейчас?

А. Л.: Ладно, давай Россию-матушку послушаем.

М. П.: По стилю — как это, датское…

А. Л.: OneRepublic, есть такое.

М. П.: Да, да! Она даже выглядит так… Только гулечки не хватает. И посадить ее на стул.

Солист оперы, внимательно глядя на монитор, пришел к выводу, что песня совершенно не подходит Дине. По его словам, исполнительнице нужно было дать свободу в выборе композиции. А здесь вышло, что талантливый человек поет песню на заказ. «Но голос у нее есть», — уверен Михаил.

Алексей Лубченок заметил, что клип у россиянки интересный, но в целом это все равно неоригинально. Тенор согласился с ним, добавив: «Это ничего не трогает… Россия подкачала. Могла бы поинтересней кого-то найти. Но кроме Билана».

7. Украина: Злата Огневич с песней Gravity

А. Л.: «Злата солирует в государственном ансамбле песни и пляски Украины». Распределение, мне кажется.

М. П.: Ну она хоть не американка? А израильские корни? Что-нибудь такое, а то неинтересно будет.

М. П.: Видишь, сколько вложено денег. Денег — куча!

А. Л.: Я такое в 3ds Max не нарисую. Дюймовочка. Цветок раскроется, и пойдет вокал.

М. П.: Она хорошо споет. Если так даст на сцене.

[Слушают.]

М. П.: Вот это этника, ты не слышишь?

А. Л.: Но это не гуцульские напевы, не Украина. Не Руслана.

М. П.: Это уже человек не без школы. Тут работали много. Но все равно… Вот мы идем, идем, идем по этой лестнице (я все равно творчество называю лестницей), ждем, ждем, а она где-то на нижней ступеньке и никак не подымается.

Преподаватель Новополоцкого колледжа решил защитить Злату, мол, она же занимается музыкой совсем недавно. Солист оперы с таким смягчающим обстоятельством не согласен: «Что значит совсем недавно? Если что-то не получается, зачем считать, что ты должен быть там? Дай тогда место другому!»

8. Нидерланды: Анук с песней Birds

К этому времени наши комментаторы уже успели устать. «Боже, что же этих конкурсантов так много!» — вздохнул оперный певец.

Посмотрев первые секунды видео, наши эксперты решили было, что это креативный номер. Но позже в Анук разочаровались.

М. П.: Затягивает в рутину. Чувствуешь? Должно же быть разрешение. Это знаешь как выглядит? Сидит птица и поет: «Спа-а-ать все-е-ем».

А. Л.: Мне вообще это напоминает домашнее музицирование, на что и сделан акцент в клипе. Вот она села: а давайте я попою, поиграю.

Михаил Пузанов обратил внимание на то, что исполнительница — самоучка. По его словам, она неуверенно берет верхние ноты. И все же певица сумела найти себе удобную нишу.

А. Л.: Она поет в свое удовольствие, для себя. Но песня выделяется пока среди всех.

М. П.: Выделяется тем, что немного завораживает. Может быть, кому-то нравится, они отдохнут. Смотря после кого она будет выступать.

А. Л.: Да, это очень важно, усыпит ли она бдительность «домохозяек».

9. Черногория: дуэт Who See с песней Igranka

А. Л.: О, у вас в «Онлайнере» точно такой же лифт. Здесь снимали?

М. П.: Но у вас нет такого магнитофона.

[Смеются.]

[Слушают, пританцовывают.]

М. П.: Уже веселее, уже что-то есть.

А. Л.: Эти парни — это «мозголомы», «разрушители легенд».

А. Л.: [Выключает.] Достаточно?

М. П.: Достаточно. Это все так избито.

А. Л.: Не знаю, кто проголосует за них.

М. П.: Это настолько все ушло, я считаю. Как можно назвать их творческими людьми? Это же такая запоздалость!

10. Литва: Андрюс Появис с песней Something

А. Л.: [Читает] «Песня написана на чердаке родного дома».

М. П.: О! Это уже фишка, это уже переход.

А. Л.: Все понятно. Человек слушал, подбирал песни под гитару и решил: э-э-эх!

М. П.: Понравится европейцам, я тебе говорю! Это фишка: вот я такой… безбашенный, и мне все равно!

А. Л.: Сел на чердаке, сочинил песенку.

М. П.: Посмотришь, он будет в первых рядах.

А. Л.: Но здесь же вокала нет.

М. П.: Вокала вообще ноль. Это может сейчас любой из вас сделать, даже лучше в тысячу раз. Почему они говорят, что это не конкурс вокала? Но, ребята, тогда давайте выйдем, прочитаем стихотворение. Нет, если это все-таки конкурс песни, то песня подразумевает что? Вокал. А не танец. Значит, давайте пойте.

11. Беларусь: Алена Ланская с песней Solayoh

А. Л.: Всегда сложно своих судить, честно говоря. Как бы плохо или как бы хорошо ни выступал, все равно тебя трясет просто потому, что исполнитель из Беларуси. Единственное, что мне не очень понравилось, — она в последний момент поменяла песню. Это не всегда идет на пользу.

М. П.: С первых тактов слышно по музыке: это турецкие напевы. С обывательской точки зрения, что означает ее тактика — на турецкую музыку положить песню?

А. Л.: Это Arash какой-то. Это не национальное, не белорусское…

М. П.: Все великолепно, как бы так, по сути. Но, мне кажется, она более культурный человек сама по себе, а песня у нее подразумевает Кармен. Турецкие мотивы подразумевают женщину-огонь. Значит, ей надо доработать это.

А. Л.: Даже визуальный ряд на эти турецкие мотивы никак не идет. Что хотел показать автор?..

А. Л.: Тут надо больше жизни!

М. П.: Больше страсти!

А. Л.: Больше секса!

М. П.: Никто не умаляет ее таланта, ее достоинств. Сейчас у нее есть шанс, она подготовилась и должна сделать то, что должна.

Наши комментаторы смотрели видео дальше и все время замечали, что номеру не хватает энергии. «Тут должно быть сумасшествие на сцене, сумасшествие! Тяжелей басы! Чтоб гремело, чтоб аж сцена ходила!» — воскликнул Михаил Пузанов. По его мнению, этот номер еще можно вытащить. Но для этого Ланской нужно выложиться по полной, отдать все, как есть, до конца. И ни в коем случае не перегореть, добавил Алексей Лубченок, а то слишком много надежд возлагают на человека, и это приводит к срыву.

Разговор зашел и о других артистах, которые представляли Беларусь на «Евровидении». По словам оперного певца, который, кстати, занимался вместе с Елфимовым у одного педагога, Петр Елфимов вышел на сцену напыщенным человеком. Поэтому и проиграл. «Напыщенности люди не любят. Во все времена так было: кто до конца дорабатывал, до последней капли своего пота, тот и получал победу».

12. Молдова: Алена Мун с песней O mie

А. Л.: А во лбу звезда горит…

М. П.: Господи, поубивал бы таких стилистов, честное слово. Вот каждый пыжится. Казалось бы, конкурс песни, но каждый считает…

А. Л.: …что это шоу должно быть, красивое, богатое, десять платьев.

М. П.: Вышла уже у нас одна красивая, богатая — ну и что? Эта, как ее… Агурбаш. Уже там богатства было я не знаю сколько. Хватило бы на кучу детдомов и садиков. Смысл? Могу точно сказать: выйдет какой-нибудь парень, голландец, в трусишках, в шортах, улыбнется — и все, будет победителем. Вот такая психология у людей. А с этой молдаванки ничего не будет.

А. Л.: Да, это не фейерверк. Какой-то такой медлячок.

13. Ирландия: Райан Долан с песней Only Love Survives

А. Л.: Он сам песню написал, бард-авангард.

М. П.: Не хватает тут чего-то, не хватает.

А. Л.: Смотри: Райан Долан, Дан Балан — одна стилистика.

М. П.: Они же тянутся друг за другом. Если кто-то первый бежит, то им надо обязательно бежать. А ты иди себе пешком, спокойно. Он хороший мальчик, ну и что?

А. Л.: В оперу он явно не ходил.

М. П.: Интересно, сколько он пропоет? Со всей техникой одно выступление выдержит. Но концерты одиночные качественно он пропоет? Нет. А шоу еще ведь надо. Вот на Мадонну кто бы что ни говорил, но уже старушка, а дает ого-го!

А. Л.: Короче, все понятно.

14. Кипр: Деспина Олимпиу с песней An Me Thimase

А. Л.: [Читает] «Деспина Олимпиу — успешная певица, которая занимается музыкой с 1992 года и до сегодняшнего дня».

А. Л.: Эх, Кипр, бедное государство, смотри — болото.

М. П.: Это такая артистка, точно как ты сказал: до сегодняшнего дня, а что дальше — непонятно.

Комментаторы сошлись на мнении, что выступление на «Евровидении» — это огромные расходы. Зачем было вообще туда отправлять кипрскую делегацию, если в стране такой экономический кризис? А Деспину они отнесли к недолгосрочным вариантам. По словам Алексея, людям надо отдыхать. Не все же время ведь показывать зажигательные номера. Так что Олимпиу как раз споет в перерывах.

Еще наши эксперты вычислили закон победы на «Евровидении»: зрители отдыхают-отдыхают, потом идет что-то — бах! — зажигательное. И все — это уже победитель.

«Они что, специально их берут, чтобы зрители отдыхали?» — задается вопросом Михаил Пузанов.

15. Бельгия: Роберто Беллароза с песней Love Kills

М. П.: Уже что-то позитивное. Любовь не что-нибудь, а убивает, по крайней мере. А то все любят и любят.

А. Л.: Бесконечный вариант. Мне кажется, на «Евровидении» очень серьезно надо подойти к танцевальной музыке, чтобы она прозвучала как хит. Потому что когда идет дэнс, дэнс, дэнс, очень сложно показать вокал.

М. П.: У меня вообще такое ощущение, что мы прыгнули куда-то в далекое прошлое… Все стоит на одном месте. Я уже на протяжении десяти лет смотрю «Евровидение». Меня это умиляет: вырвется кто-то или нет? Кого вы знаете? Кто продержался после «Евровидения», даже победитель?

А. Л.: Билан.

Фотокор Аркадий: ABBA.

М. П.: Вот! ABBA по крайней мере стала и заработала денег для себя. А эти все выдохлись и ушли. Так будет и с этим артистом.

16. Сербия: Moje 3 с песней Ljubav je svuda

А. Л.: Трио «Виагра» будет представлять Сербию. [Смеется.] То есть три равные солистки. Ансамбля как такового не было, но решили объединиться для конкурса.

М. П.: Посмотри на движения: постоянно одно и то же.

А. Л.: Это трио неплохое, но я ничего особенного не вижу.

М. П.: Еще бы декольте пониже — и успех точно будет [иронизирует].

* * *

В целом наши эксперты сошлись на том, что все конкурсанты повторяют друг друга. Артисты отличаются лишь большей или меньшей степенью шаблонности, а говорить о серьезном уровне вокала вообще не приходится. Хотя, надо признать, просмотр шестнадцати видеороликов принес и комментаторам, и корреспондентам Onliner.by немало веселья и радости. Впереди — обзор второго полуфинала.

Материал подготовлен при поддержке магазина фототехники VIPMARKET.by.