Битва экспертов: вера в бога — следствие недостатка знаний или объективная потребность человека?

 
2637
19 июня 2013 в 12:59
Автор: Владимир Лужнев
Автор: Владимир Лужнев

Верить или не верить в бога — личное дело каждого человека. Однако все чаще сторонники двух противоположных точек зрения сходятся в ожесточенных словесных баталиях как на просторах интернета, так и в реальной жизни. В соседней России уже принимаются законы, направленные на защиту чувств верующих, что вызывает еще большее неприятие противоборствующих сторон. Нуждается ли сегодня религия в защите, и необходима ли в принципе человеку вера в бога? Об этом сегодня расскажут наши эксперты.

У каждого из них уже сложилось определенное мнение о месте веры в бога в жизни человека и ее нужности. Один из них уверен, что религия — пережиток прошлого, от которого уже давно пора избавиться. Его оппонент категорически не согласен с данным постулатом и убежден, что количество верующих со временем будет только расти. Какого мнения придерживаетесь вы? Предлагаем вам отдать свой голос за того эксперта, аргументация которого вам ближе, а в комментариях высказать свою позицию.

Мнение №1: вера — это следствие недостатка объективных знаний о мире

— Атеизм для меня — это неотъемлемая часть моего мировоззрения, но в то же время это и ответ на вызов, брошенный представителями всевозможных религиозных течений. Внимательное и, что немаловажно, объективное изучение так называемого религиозного вопроса неумолимо приводит любого здравомыслящего человека к скептицизму и атеизму, — уверен Алексей Козлов, основатель и автор «Атеистического сайта Беларуси».

— Вы упомянули, что изучение религиозного вопроса неумолимо приводит любого здравомыслящего человека к скептицизму и атеизму. Однако религия властвует над умами значительной части людей уже не одну тысячу лет. Чем вы можете объяснить ее привлекательность?

— Вера — всего лишь следствие недостатка объективных знаний о мире. Французский просветитель Поль Анри Гольбах еще в XVIII веке говорил, что религия существует только лишь благодаря людским страхам и невежеству. К сожалению, даже в XXI веке ситуация нисколько не изменилась.

Привлекательность религии для широких масс объясняется во многом тем, что она дает человеку призрачную надежду на то, что после смерти он продолжит свое существование, что если не в этом, то хотя бы в ином, загробном мире он наконец-то сможет познать, что же такое настоящее счастье. Безусловно, можно сколько угодно фантазировать на тему вечного блаженства, но от этого райские сады и кущи, равно как и адские муки не станут более реальными.

Религия, на мой взгляд, — это спасительная пилюля для слабых духом и тех, кому не хватает смелости признать конечность человеческого бытия.

— Насколько тяжело или, наоборот, легко быть атеистом в нашем обществе? Не сталкиваетесь ли вы с противодействием вашим взглядам со стороны близких, родственников и друзей? Что бы вы посоветовали тем, кто хотел бы придерживаться атеистических взглядов, но не готов бороться с сонмом религиозно настроенных родственников?

— В религиозных странах быть атеистом практически невозможно. Открыто заявлять о своем безбожии в некоторых случаях и вовсе означает подвергнуть собственную жизнь большому риску.

С противодействием своим взглядам я не сталкиваюсь, однако постоянно ощущаю непонимание и даже в какой-то степени агрессию, еще более активно проявляющуюся в интернете. Тем более удивляет тот факт, что истинных верующих как таковых в нашем обществе не так уж и много.

Большинство населения, традиционно причисляющее себя к той или иной конфессии, не соблюдает постов, не читало «священных текстов» и даже не понимает смысла религиозных обрядов, интерес к которым можно объяснить лишь их кажущейся сакральностью и помпезностью.

Также хочу заметить, что бороться с «сонмом религиозно настроенных родственников» не только не имеет никакого смысла, но и вовсе не нужно. Атеист отличается от верующего отсутствием активной проповеди. Ставьте своих религиозных родственников и знакомых перед фактом, при необходимости постарайтесь доходчиво объяснить причину вашего выбора между верой и неверием, а также аргументированно отстаивайте свою точку зрения.

— Большинство представителей религиозных учений апеллируют к тому, что верующий человек, соблюдающий законы и принципы своей религии, — это высоконравственный член общества. Может ли атеист быть нравственным человеком?

— Во-первых, я в корне не согласен с фразой про верующего как высоконравственного члена общества. На своем сайте я собрал и продолжаю собирать огромное количество свидетельств, опровергающих данный тезис.

Во-вторых, атеист не только может быть нравственным человеком, но таковым он, как правило, и является, поскольку неверие — осознанный выбор, на который, в отличие от религиозных представлений человека, не оказывает никакого влияния ни пресловутая «культурная традиция», ни воспитание, ни необходимость демонстрировать собственную добродетель только для того, чтобы порадовать бога.

Религия — это всегда нетерпимость и разделение по принципу «свой — чужой». Такое отношение неминуемо приводило и еще не раз приведет к большим катастрофам. За невозможностью доказать собственную правоту верующие не находят ничего лучше, как вспомнить средневековые методы убеждения.

Достаточно вспомнить последние события в Бангладеш, где религиозные фанатики откровенно призывают к расправе над неверующими, а на улицах свободно и безнаказанно звучит заводящий фанатично настроенную толпу лозунг «Вешать атеистов!». Можно проанализировать и ситуацию в соседней России, где атеизм, судя по всему, вскоре окажется вне закона. Все это ярко свидетельствуют о том, какую «нравственность» и «терпимость» (именно в кавычках и никак иначе) приносит в общество религия.

Для меня ответ на вопрос, кто является более гуманным: атеист, знающий цену жизни, или верующий, готовый пренебречь земным существованием ради вымышленного божества и точно таких же выдуманных райских садов, — давно известен. Непонятным остается лишь то, как скоро к такому же выводу придут те, кто сегодня верит в глубокую религиозную мораль и нравственность.

— Атеизм — это отрицание религии. А что он предлагает взамен? Какие ценности и ориентиры вы предлагаете для современного человека?

— Атеизм предлагает здравомыслие, рационализм и объективную картину мира, основанную строго на научных данных, призывает к толерантности и гуманизму. Причем атеисты признаю́т ценность человека и человеческой жизни вне зависимости от того, прописано это в так называемых «священных книгах» или нет.

Мир хрупок, а человеческая жизнь ценна хотя бы тем, что является единственной в своем роде. Все это не может не мотивировать атеистов, полностью уверенных в мифичности любых представлений о загробном мире. Тем не менее, вышесказанное нисколько не заботит адептов всевозможных религиозных учений, у которых, как они считают, в запасе имеется целый цикл перерождений, вечная жизнь и всепрощающее божество.

Как показывает статистика, уровень религиозности населения страны напрямую зависит от ее социально-экономического развития. В наиболее благополучных странах процент верующих неумолимо стремится к нулю. Таким образом, при благополучии и достатке в вере нет никакой необходимости, и наоборот — там, где есть вера, нет никакого развития.

Мнение №2: вера — это принятие на себя огромной ответственности не только перед людьми, но и перед Богом

— Верующих не становится меньше! Людей, более-менее регулярно посещающих храм, читающих Писание, старающихся жить по вере, становится больше — это факт, — убежден протоиерей Сергий Лепин, пресс-секретарь Минского Епархиального управления и настоятель Свято-Преображенской церкви д. Раков.

— Почему, на ваш взгляд, в последнее время стали набирать популярность различные атеистические и антирелигиозные движения?

— Я, видимо, что-то пропустил. Какие движения имеются в виду? Я не знаю ни одного. Я отвечу на вопрос, предположив, что речь идет о популярности каких-то групп в социальных сетях или о неких антиклерикальных настроениях в обществе.

Во-первых, с увеличением влияния церкви в обществе непременно растет и противодействие этому влиянию. Здесь почти как в физике. Притом деятельность церкви и противодействие оной некоторых групп меньше всего направлены на уравновешивание, поскольку «приложены к разным телам», то есть, как мне кажется, существуют в параллельных мирах, где каждый говорит о своем. Это с объективной стороны.

Если говорить о субъективной, то с увеличением числа верующих людей либо с увеличением количества действий, совершаемыми верующими, увеличивается и вероятность «ошибки» или того, что может быть принято за таковую. То есть у наших оппонентов, ищущих повода, появляется больше предлогов для того, чтобы критиковать нас. И эта критика иногда бывает заслуженной.

Но, опять же, какая связь между атеистами и чьими-то ошибками? Если бы мы были безупречны, то разве атеистов бы не было? Как правило, именно новости о том или ином грехе верующего становятся своеобразной медиапровокацией, которая и определяет «рост популярности» атеистических настроений. Замечу, что далеко не всегда мы можем говорить о возросшей популярности (количестве) антирелигиозности — чаще, на мой взгляд, речь идет о возросшей интенсивности (качестве) выражения недовольства, достигаемого посредством различных PR-технологий и тех возможностей, которые предлагают современные средства коммуникации.

Но верующих меньше не становится. Поэтому все же не так все плохо, как кому-то хочется, а с другой стороны… все значительно хуже. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Сам Христос предупреждает нас о том, что будущее человечества сопряжено, помимо прочего, с охлаждением веры и отступничеством.

— Насколько тяжело или, наоборот, легко быть верующим человеком в нашем обществе? На первый взгляд, все просто: соблюдай обряды и регулярно посещай церковь.

— Соблюдать обряды и регулярно посещать церковь — это просто для тех, кто этого не пробовал. Даже внешняя праведность требует усилий, а в наше время — усилий огромных. С другой стороны, внешнее — это форма, которая обретает смысл в своей соотнесенности с внутренним содержанием. И борьба за внутреннее содержание — самое сложное.

Религия ставит перед людьми определенные цели, для достижения которых одних лишь человеческих сил недостаточно. То есть по умолчанию речь идет о чем-то непростом — притом, судя по всему, с течением времени сложность задачи только повышается: заповеди те же, а обстоятельства меняются.

Христианство меньше всего подходит для того, чтобы стать опорой для ложных иллюзий о благоденствии и преуспевании. «Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Следовать куда? На Голгофу! В Писании говорится о необходимости «умереть со Христом» для греха и восстать вместе с ним для жизни вечной. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3.12). «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20). Христос учит нас о терпении и преодолении невзгод не «откуда-то свысока» — он сам оказывается в самом эпицентре страдания и несчастий. Не легкую безмятежную жизнь, а гонения, не избавление от страданий, а возможность наделить свои страдания смыслом — вот что обещает Христос.

Другое дело, что религия, определенным образом мотивируя и воодушевляя своих последователей, является средством компенсации и адаптации к существованию в этом жестоком мире. Формально Маркс был прав: религия — это «вздох угнетенного творения, сердце бессердечного мира», она — «опиум для народа». Опиум — в смысле анестетик, обезболивающее средство. Религия — это не только «крест», но и неземная отрада, без которой многое бы перестало иметь смысл в принципе.

— Атеисты считают, что вера нужна человеку, психологически не выросшему из детско-подросткового периода. Таким образом он уходит от принятия на себя ответственности за свою жизнь и свои поступки. Так ли это, на ваш взгляд? Зачем современному человеку нужна вера?

— Вообще, говорить огульно, для чего нужна религия применительно ко всем верующим сразу, — вот где настоящий инфантилизм! С таким же успехом мы можем говорить об атеизме как о затянувшемся детском периоде «я сам». На самом деле все очень по-разному: и потребности в религии разные, мягко скажем, да и атеисты думают разное.

Откуда выводятся утверждения об уходе верующих от ответственности, мне совершенно непонятно, ибо вера по своей сути есть приятие ответственности не только за поступки, но и за каждое праздное слово и даже помысел. Не только за себя, но и за ближних, для которых твои действия послужили соблазном. И ответственность эта, наступив здесь, простирается в вечность!

— Современная наука не стои́т на месте, и происходит все больше открытий, объясняющих вселенную и мироустройство. Остается ли при этом в нашей вселенной место для бога и божественных чудес?

— Если для человека религия представляет собой только средство, с помощью которого заделывают бреши в научных теориях, то потребность в религии у него действительно может отпадать — да и то если предположить, что он останавливается на определенном уровне своего научного поиска. Одна решенная научная проблема порождает две нерешенных, и, стало быть, возможностей для злоупотребления концепцией «бога для дыр» становится только больше.

Но на самом деле религия — совершенно другое. Религия — от латинского religare — восстановление связи. Кого с кем? Человека с Богом. У меня нет оснований полагать, что наука делает это лучше, чем религия. Лично для меня, например, открытие бозона Хиггса нисколько не поспособствовало реализации моей возможности единения со Христом. Но, тем не менее, научные открытия могут быть и источником глубоких религиозных переживаний, о чем, собственно, и свидетельствуют высказывания многих ученых.

Какого эксперта поддерживаете вы
Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь