Мнение: покупать одежду в гипермаркетах Белостока и Вильнюса модно и престижно

 
3337
04 июля 2013 в 12:20
Источник: Deutsche Welle
Источник: Deutsche Welle

Все больше жителей Беларуси предпочитают ездить за покупками в соседние страны ЕС. Почему взятый властями на вооружение лозунг «Купляйце беларускае!» не находит отклика у жителей страны? Количество белорусов, регулярно отправляющихся за покупками в Польшу и Литву, ежегодно растет.

На прошедшей в июне пресс-конференции в Минске директор Польской туристической организации Анджей Сераковски сообщил, что польскую границу в 2012 году пересекло почти 4 млн белорусов, что на 15% больше, чем годом ранее. По сведениям белорусского Министерства спорта и туризма, Литву в 2012 году посетило около 1,3 млн белорусов, а это на 10% больше по сравнению с предыдущим годом. По данным Еврокомиссии, граждане Беларуси хоть и вышли в 2012 году на первое место в мире по количеству шенгенских виз на тысячу человек населения, однако получили в общей сложности всего 700 тыс. виз.

Для многих в Беларуси поездки в соседние страны ЕС за покупками стали привычкой. Предприниматель из Минска Андрей, не пожелавший называть свою фамилию, ездит в Польшу или Литву «за одеждой и продуктами» раз в две недели. По его словам, покупать их в гипермаркетах Белостока и Вильнюса выгодно, удобно и в определенной степени даже модно и престижно.

«Там богаче выбор товаров, одежду известных брендов можно купить по нормальным, а не космическим, как в Минске, ценам. И, наконец, в перерывах между шопингом можно просто хорошо отдохнуть всей семьей», — объясняет предприниматель. При этом он затруднился ответить, что именно наиболее выгодно привозить из ЕС в Беларусь.

«Везут почти все: от памперсов и стирального порошка до телевизоров, автозапчастей и мебели, — рассказывает Андрей. — Помимо изначально более низких цен в Польше и Литве, товар может стать еще на 7—20% дешевле благодаря возврату на границе налога на добавленную стоимость. В итоге разница с ценами в Минске может достигать 50—60%».

Сколько в целом тратят белорусы во время шопинг-туров в соседние страны ЕС, сказать сложно. По данным Департамента по туризму Литвы, в среднем за одну поездку белорусский турист оставляет на литовской территории около $450. Недавно этим обстоятельством озаботился премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович, обративший внимание на поездки минчан за покупками в Вильнюс и Варшаву и поручивший предложить им альтернативу внутри страны.

Однако сопредседатель белорусской Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов высказал мнение, что дать такую альтернативу весьма проблематично. Ведь многие европейские товары стоят в Беларуси дороже, так как на них распространяются различные заградительные пошлины или требования по сертификации, обусловленные членством Беларуси в Таможенном союзе, куда также входят Казахстан и Россия.

По словам Маргелова, если белорусы потребляют около 85% продовольственных товаров отечественного производства, то среди непродовольственных товаров их доля составляет лишь около половины. Причем 70—80% импортной продукции, по оценке Виктора Маргелова, доставляется в Беларусь через российскую территорию.

«В России на эти товары тоже „накручивают“ цену, и в результате для белорусов они становятся слишком дорогими», — объясняет эксперт. На его взгляд, такая ситуация во многом и стимулирует шопинг-туры в соседние страны ЕС.

В свою очередь, директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров убежден, что главной причиной поездок белорусских граждан за покупками в Литву и Польшу является стремление приобрести качественные товары.

«В последние годы белорусы стали больше зарабатывать и получили возможность обращать большее внимание на качество товаров и сервиса, которое в ЕС гораздо выше белорусского», — полагает Егоров. По его словам, европейские шопинг-туры в последние годы стал частью образа жизни многих белорусов. И отказываться от него, заключает эксперт, никто не собирается.