Большой репортаж: один день из жизни спасателей

 
4158
26 июля 2013 в 7:58
Автор: Владимир Лужнев. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Владимир Лужнев. Фото: Алексей Матюшков

Вчера, в День пожарной службы, МЧС предоставило блогерам и журналистам возможность хотя бы чуть-чуть ощутить на себе тяжесть будней спасателей. Корреспонденты Onliner.by воспользовались этим шансом и провели один день в качестве сотрудников пожарной аварийно-спасательной части №18. О том, чем живут спасатели, сколько зарабатывают и на что надеются, читайте в нашем большом репортаже.

Начало смены, «боевка» и первый пожар

В 7:45 мы прибываем в часть, знакомимся с нашим куратором — это начальник караула Денис Сапега, прослуживший в МЧС более 10 лет, — проходим обязательный инструктаж по технике безопасности и выходим на построение. Начкар оглашает сводку происшествий за прошедшие сутки, проверяет готовность сотрудников и оборудования. Затем все расписываются в служебной книге за то, что инструктаж по технике безопасности и охране труда пройден.

Примеряем форму, которую здесь принято называть «боевкой», и через 5 минут на выезд — тушение условного пожара в детском реабилитационном центре. Пакуемся в пожарную машину, как сельди в консервную банку: три человека спереди, включая водителя, и шесть сзади. Каждый лежачий полицейский вызывает бурю эмоций на заднем сиденье, по большей части нецензурных. Водитель старается ехать как можно аккуратнее, но беспощадные белорусские дороги дают возможность прочувствовать каждую выбоину и ямку. Ног в тяжелых сапогах спасателя уже не чувствуешь. Наконец проезжаем узкий дворик, последний поворот, и вот мы у цели — выгружаемся.

Для спасателей сегодня главная проблема, которая принимает все бо́льшие масштабы, — обилие личного автотранспорта во дворах, загораживающего практически все возможные пути проезда к домам. Особенно остро эта проблема встает в утренние и вечерние часы, когда большинство автолюбителей сидят по домам. Спасает только мастерство водителя и несколько пар глаз высунувшихся в боковые окна пожарных, сообщающих обо всех препятствиях. Однако такая филигранная езда требует много драгоценного времени, которое в критических ситуациях может стоить чьего-то здоровья или даже жизни.

В «боевке» чувствуешь себя неповоротливым жуком, но это только цветочки. Вскоре в нагрузку выдают дыхательную маску с баллоном сжатого воздуха. В полной экипировке ощущаешь себя космонавтом на чужой планете. А ведь спасателям во всем этом добре нужно еще резво добежать до места возгорания. Например, на 24-й этаж Национальной библиотеки. Как рассказал нам один из сотрудников МЧС, Евгений, у профессионалов это занимает чуть менее 2 минут.

Разворачиваем пожарные рукава и входим в здание — бабушка божий одуванчик с улыбкой смотрит на нас. По рации поступает команда: источник огня локализован. Наконец можно снять маску и вдохнуть полной грудью. Расслабиться не успеваем: у одного из расчетов заглох МАЗ, и мы дружной толпой выталкиваем его с территории центра.

После упражнений по толканию МАЗа заезжаем заправить баллоны со сжатым воздухом, а потом на базу — ждать реального вызова. Условия жизни в само́й части можно охарактеризовать как спартанские. Но спасатели не жалуются: это же не база отдыха, в конце концов. Главное, что есть где поспать, поесть и помыться.

Зарплата спасателя: уроки выживания

На вопрос, сколько платят за эту нелегкую работу, один из сотрудников МЧС улыбается и лезет в карман за расчетником — за месяц на руки вышло 4,1 млн рублей. Это с учетом премии, поясняет он — ко Дню пожарной службы выдали. Зарплата начальника недалеко ушла от подчиненных — всего на 2 млн выше. В соседней России на той же должности Денис мог бы зарабатывать около $2,5 тыс. Но в МЧС приходят не за деньгами. «Кто-то же должен это делать», — спокойно говорит он. Сложно представить, как можно в Минске прожить на эти деньги, а ведь у многих из них есть семьи и даже по трое-четверо детей.

Атмосфера в части очень душевная и добродушная. Несмотря на то, что журналисты здесь всего на одни сутки, нас принимают как своих. У каждого из спасателей есть в запасе по несколько баек и забавных историй. Например, как испытывают новые пожарные рукава, устраивая водные побоища друг с другом.

Лестница в небо и резка автомобиля

Будни спасателей — это не только регулярные выезды на происшествия, но и постоянные тренировки. Так, залезть на 24-метровую лестницу в полном обмундировании нужно успеть за 30 секунд. Мы затратили на подъем в 6 раз больше времени, но это компенсировалось отличным видом сверху. К слову, в ветреную погоду верхушка лестницы может раскачиваться из стороны в сторону с амплитудой в метр-полтора.

После тренировки на лестнице переходим к занятиям по освобождению пострадавших при ДТП. Объектом испытаний стал старенький искромсаный москвич.

С виду все кажется легко и просто: взял пневмоножницы, повернул ручку и готово — стойка крыши перерезана. Но когда начинаешь все это делать сам, сразу возникает уйма неприятностей: инструмент громоздкий и тяжелый, поднять его на уровень крыши нелегко, плюс нужно поворачивать с нужным усилием ручку пневмоножниц, а когда в автомобиле человек — еще и внимательно следить, чтобы не задеть его.

Автоцистерна — на выезд!

Близится вечер, а в части все спокойно — вызовов нет. Один из спасателей, Евгений, протирает проблесковые маячки автоцистерны. Как он говорит, если скучно и хочется на выезд, достаточно навести небольшой лоск, и обязательно будет звонок.

Не проходит и десяти минут, как раздается сирена. «Автоцистерна — на выезд!» — ревет динамик. Мы срываемся с мест и несемся к машине. «Едем! — весело бросает нам Женя на бегу в гараж. — Я же говорил, что сработает». По адресу ул. Жудро, 9, зарегистрировано задымление.

Стремительно экипируемся и прыгаем в пожарную машину. Бросаю взгляд на часы: сборы заняли меньше минуты. В машине с ребят сразу исчезает налет веселости, все серьезны, и каждый занимается своим делом, движения отработаны до автоматизма. Воздух чуть ли не искрится от напряжения, в висках стучит адреналин.

По прибытии на место наш расчет хватает лестницу и бросается через газоны к стене дома — возгорание на третьем этаже. Коллеги из 26-й части входят с парадного входа по подъездной лестнице.

После того как лестница разложена, по рации слышим команду отбой — ликвидация возгорания. Лестница сворачивается, и мы неспешно возвращаемся к машине. Как оказалось, произошел рядовой случай: женщина в состоянии алкогольного опьянения забыла на плите кастрюлю с едой.

Вся квартира задымлена, видимость — всего полметра. Женщину передаем сотрудникам скорой помощи и грузимся в авто.

Так и живем

На обратном пути все возвращается в мирное русло: травля баек, подначивания друг дружки, анекдоты и истории из жизни. Вся серьезность мгновенно куда-то улетучилась. Чуть позже, к концу дня, начинаешь понимать, что по-другому просто невозможно. Чувство юмора спасает от мыслей о происходящем. Все они влюблены в свою работу и отдаются ей без остатка, однако выжить на зарплату сотрудника МЧС было бы проблематично даже самому экономному человеку. Каждый из них работает еще на двух-трех работах, о которых стараются особо не распространяться.

«Каждый устраивается как может», — говорит Денис, потягивая сигарету. «Не думал бросить все и уйти за большими деньгами? Возможностей сейчас хватает», — интересуюсь я. «Да как ты ее бросишь? Один раз попробовал и уже не уйдешь — затягивает. День посидишь не на дежурстве и уже неуютно, ноги сами несут обратно, — улыбается Денис. — Так и живем».

Редакция Onliner.by выражает благодарность всему личному составу пожарной аварийно-спасательной части №18 за помощь в подготовке материала.