«Косим за родину!»: репортаж о том, как белорусы с косами и иностранцы с миллионами спасают легкие Европы

 
2611
04 августа 2013 в 14:15
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский

В Брестской области, среди споровских болот, живет птица-«миллионер». Вертлявая-камышовка — исчезающий вид пернатых. Давным-давно она облюбовала здешние небогатые места. В Европе популяция птицы резко сократилась, встретить камышовку можно в Украине, в Польше и в нашей стране. На спасение редкой птицы иностранные спонсоры ежегодно выделяют сотни тысяч долларов. Корреспонденты Onliner.by побывали в Споровском биологическом заказнике на уникальном чемпионате по ручному сенокошению и узнали, как тратят эти деньги.

На окраине деревни Здитово, в небольшой сосновой роще, поставили лавки, сцену, палатку с шашлыком и бочку с квасом. В 12:00 между деревьев выстроились в ряд мужики с косами. Правильнее праздника в Беларуси мы не видели давно.

Скоро мужики будут косить. Не триммерами, не газонокосилками, а по старинке.

Чемпионат по ручному сенокошению проводится в заказнике несколько лет. Директор «Споровского» Вадим Протасевич рассказывает: идею подсмотрели у поляков. В Польше спортивную косьбу устроили не ради прикола, а с пиар-целью: привлечь внимание общественности к проблемам болот. Да-да, у болот тоже есть проблемы.

Природная экосистема тесно связана с нашей, людской. Десятки лет назад жители здешних околоболотных деревень держали в хозяйствах коров. Несколько раз в год они выкашивали болота, предотвращая их зарастание. Потом жизнь изменилась. Государство ударило по природе мелиорацией. От коров многие отказались: удовольствие дорогое. Часть молодежи уехала в город, кто-то спился. Поднять косу в современной белорусской деревне может не каждый. Болота в результате оккупированы кустарником, сорняком. Для вертлявой камышовки это условия неприемлемые. Популяция сокращается. Птицу решили спасать.

Для этого болота надо выкашивать. Страна у нас нищая, прожить бы самим — денег на экологию и пичуг, пускай и уникальных, нет. Один комбайн, который не боится болотных условий, стоит 100 тыс. евро…

Но мы отвлеклись — время косить!

«Сотни лет наши деды обкашивали поля, болота и не знали, что спасают легкие Европы, спасают камышовку. Так что сегодня мы косим за родину! — привнес ноту патриотизма зампред березовского райисполкома Евгений Тарасюк. — Мы должны удивлять Европу не только ровным асфальтом, но и природой».

Чемпионат по косьбе стартовал. Командные соревнования: участники идут друг за другом, они обязаны соблюдать ширину покоса, не пропускать траву, не допускать «гривы». Кто-то косит чисто, правильно, кто-то не так хорош.

«Это, б…, вам не по клавишам стучать», — мужики, прошедшие дистанцию, тяжело дышали и вытирали с лиц пот.

Небольшая делянка, которую выкосили участники чемпионата, — капля в море. Фронт работы, говорят экологи, гораздо шире.

«Ситуация с сохранением камышовки в Беларуси остается сложной, — считает председатель организации „Ахова птушак Бацькаўшчыны“ Виктор Фенчук. — Все упирается в финансовые возможности государства. На западе для сохранения таких видов разработаны специальные схемы. Человеку доплачивают за те же покосы. Поэтому в Польше болота выкашивают фермеры. У нас же количество пригодных для обитания птицы мест, несмотря на предпринимаемые меры, сокращается».

По словам Фенчука, за счет иностранных грантов с 1998 года на спасение камышовки и низинных болот удалось привлечь более $10 млн. Это небольшие деньги, рассуждает эксперт. В «Споровском» пытаются зарабатывать и сами: наладили экологический туризм, принимают любителей понаблюдать за птицами из-за рубежа.

…Мужики машут косами, зеваки едят шашлык. Мы думаем: на фоне окружающих проблем беды камышовки — не самые страшные. Какая, к черту, экология, если вокруг нет экономики? Директор заказника на это отвечает бронебойным аргументом: когда один за другим в природе исчезают виды птиц и зверей, невольно задумываешься о том, каким по счету в списке вымирания будет человек.