Шведский эксперт о ТЦ «Корона», «Арена-Сити», «Экспобел»: они похожи на региональные российские центры в начале 2000-х

 
2461
05 августа 2013 в 12:35
Автор: Катерина Кузьмич
Автор: Катерина Кузьмич

В Минске побывал эксперт в области девелопмента торговой недвижимости, глава департамента стокгольмского офиса крупнейшей в мире консалтинговой компании в сфере недвижимости DTZ Тобиас Фроберг. Оказавшись в белорусской столице, он посетил ряд торговых центров, после чего сформулировал свое мнение о состоянии местного ретейла и прогноз его дальнейшего развития, сообщили нам в компании EnterInvest.

«На основании того, что мне успели показать наши партнеры из компании EnterInvest в Минске (а это торговые центры „Корона“, „Арена-Сити“, „Европа“, „Экспобел“), могу провести параллели с региональными городами России начала 2000-х годов. Ситуация была похожа на ту, что сложилась сейчас в Беларуси. Не было ни крупных международных ретейлеров, ни большого числа известных иностранных брендов. Были объекты, реализованные, скажем так, по особому, славянскому стандарту. Примерно это я наблюдаю сейчас в вашей стране, — рассказывает Тобиас. — Существует своего рода классический путь, по которому развивался сектор коммерческой недвижимости во всех странах: от открытых рынков к павильонам no name и далее к современным торговым центрам. По моим оценкам, Минск находится где-то в середине этого пути».

«На мой взгляд, практически все в торговых центрах, которые я посетил, требует развития. Проекты имеют немало очевидных ошибок с точки зрения концепций. Это касается и архитектуры, и расположения арендаторов. Неэффективно используются существующие торговые площади, часто есть ошибки в зонировании магазинов, например неверно расположены входы и выходы, лестницы между этажами и так далее, — объясняет эксперт. — Расположение категорий и групп товаров несколько отстает от того, как это принято делать по европейским стандартам, да и в современных московских магазинах. Налицо и узость ассортимента, особенно в категории fresh-продукции (овощи-фрукты). Совершенно очевидно, что белорусским ретейлерам стоит расширять ассортимент продуктов, наращивать число поставщиков».

Шведский специалист отметил, что магазины, которые у вас называют гипермаркетами, на самом деле ими не являются. В Европе гипермаркет — это объект, где соотношение food и non-food (продовольственных и непродовольственных товаров — одежды, косметики, бытовых приборов) составляет примерно один к одному. В Беларуси же то, что преподносят как гипермаркет, является фактически большим супермаркетом.

«Потенциал у местного рынка немалый. Появление современных торговых центров в Беларуси, приход крупных брендов — вопрос времени. На мой взгляд, владельцам существующих торговых объектов необходимо всерьез задуматься о том, как они будут конкурировать с новыми международными игроками, имеющими более совершенные и проверенные временем форматы, налаженные связи с широким кругом глобальных поставщиков и более глубокий „карман“, позволяющий терпеливо захватывать новые рынки».