Директор белорусского гольф-клуба: «Поиграть приходят дипломаты и местные ребята, но олигархами я их не назову»

 
5246
13 августа 2013 в 8:30
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский

Не так давно под Минском, в коттеджном поселке «Гринвич», открылся первый в Беларуси гольф-клуб. Загонять мячик в лунки — удовольствие не из дешевых. Более того, зачастую к гольфу относятся как к элитному виду спорта. Не зря членские взносы в закрытых гольф-клубах могут доходить до сотен тысяч долларов, а крупнейшие бизнес-сделки заключают под равномерные удары клюшек. Именно поэтому появление белорусского аналога, содержание которого, по словам владельцев, обходится в $1,5 млн в год, вызвало у корреспондентов Onliner.by закономерное удивление. Кто же те люди, которые могут себе позволить такой отдых? «Из-за сложившихся стереотипов люди думают, что гольф — это игра миллионеров. На самом деле все не так. Это спорт для всех», — убеждал нас директор гольф-клуба «Минск» Андрей Никоненок. Мы отправились в «Гринвич», чтобы увидеть все своими глазами.

Найти белорусский гольф-клуб не так уж и просто. После поворота на МКАД нужно петлять по проселочной дороге. «Будьте внимательны, ведь наш указатель, уже третий по счету, украли», — предупредили нас заранее.

На парковке ждал парень в гольф-каре: он должен отвезти журналистов к полю. На вид ему максимум лет 17, он рассказывает, что в этом году закончил школу. «Работать буду, скорее всего, до первого января, потом пойдут сугробы, играть никто не сможет. Зарплату мне обещали $300, нет, $400», — как-то неуверенно говорит парень.

В зоне отдыха под белым навесом нас ждет директор Андрей Никоненок. Перед нами — тренировочное поле для новичков. Рядом с немногочисленными посетителями то и дело слышна английская речь голландского тренера Робина и неспешные команды литовского гольфиста Эгидиуса Болейшаса. Вдалеке от нас два поля: академическое на 9 лунок и чемпионского класса на 18. Время близится к вечеру, но посетителей не прибавляется. Мы насчитали четырех человек.

— Гольф-клуб принадлежит украинскому бизнесмену, владельцу «Дельта Банка» Николаю Лагуну. В первую очередь это бизнес, коммерческий проект, — говорит Андрей Никоненок, чистокровный украинец, который переехал в Минск из Киева два года назад. — Да, я вынужден признать, что в Беларуси профессиональных гольфистов нет вообще, а любителей всего около 30 человек. Но это временный показатель. Наш проект интересен с точки зрения развития, будущей масштабности. Но мы понимаем, что гольф не окупается в принципе. При грамотном менеджменте подобные проекты в лучшем случае через 4—5 лет только выходят на самоокупаемость. Этот бизнес имеет слишком отсроченные ожидания от прибыльности — 30—40 лет.

— Тогда в чем же ваш интерес? — задаю вопрос я.

Андрей Никоненок переходит на отвлеченные рассуждения о важности культурной составляющей гольфа.

— Мы формируем гольф-культуру в Беларуси. Это самое тяжелое с точки зрения бизнеса — прийти в страну, где подобное понятие отсутствует как таковое. Особенно сложно начинать подобные проекты в постсоветских странах. Из-за сложившихся стереотипов все люди там думают: «Гольф — это очень дорогой вид спорта, игра миллионеров. Зачем он тут нужен, кто будет играть?» Приходится ломать стереотипы. Да, гольф — это статусная игра, но вполне доступная.

Первыми нашими посетителями стали дипломаты, люди, которые знают, что такое гольф, благодаря своему европейскому опыту. Потом подтянулся зарубежный бизнес: чехи, прибалты. Из местных ребят приходят поиграть те, кто может себе позволить отдых в хорошем европейском отеле с гольф-клубом. Но олигархами я их не назову. Хотя и средним классом тоже.

Андрей Никоненок говорит, что цены в единственном в Беларуси гольф-клубе умеренные. Игра на малом поле стоит $25 и длится 2—2,5 часа. Четырехчасовая игра на поле с 18 лунками обойдется в $50. Пробный урок с тренером вместе с арендой клюшек стоит $10—15. За полноценное полуторачасовое занятие с персональным инструктором по гольфу надо заплатить $60.

Экипировка, по словам Андрея Никоненка, тоже доступна. Новичку можно купить достаточно неплохой набор клюшек б/у за $400, и его хватит на два года тренировок.

— Хотя цены на клюшки у профессионалов порой доходят до запредельных цифр, — признается директор. — Но, я считаю, дело совсем не в стоимости. Гольф считается игрой джентльменов, а не богачей-показушников. На мой взгляд, настоящие белорусские бизнесмены не понтуются, им незачем покупать, к примеру, дорогущие «тачилы». При этом в Минске в целом больше новых дорогих машин, чем в Киеве, тех же Porsche Panamera — мне есть с чем сравнивать.

От разговора о стоимости клюшек и авто мы переходим к обуви. Для гольфа нужны специальные ботинки, такие в Беларуси не купишь, приходится специально заказывать из-за границы. А вот с одеждой проще: можно подобрать любые удобные бриджи, рубашку поло, кепку и ремень. Хотя, как говорит Андрей Никоненок, цены на брендовую одежду в Беларуси неоправданно завышены.

— Вот я, например, захотел себе купить кроссовки для утренних пробежек. Зашел в Adidas, зашел в Puma — обалдел! Самые простые кроссовки стоят $200—300. Тогда я пошел на Немигу, купил себе пару от белорусского производителя за 190 тыс. — и был счастлив! Я не парюсь, есть у меня на обуви нашивка Adidas или нет.

Все это время Андрею Никоненку звонят на мобильный: кроме спортивных дел, он решает и многочисленные вопросы, связанные со строительством элитного коттеджного поселка «Гринвич». Как он сам честно признался, гольф-клуб — это все же имиджевый проект, рассчитанный на привлечение покупателей недвижимости определенного уровня. По словам Андрея, из 66 коттеджей первого квартала 40 уже проданы. Средняя цена 1 кв. м такого жилья — $1600—1700, а стоимость всего дома вместе с участком земли — $320 тыс.

— Мы вложили в «Гринвич» очень много денег: сейчас идут работы по газопроводу, который в итоге обойдется в $1 млн, а подведение всех внутриплощадочных коммуникаций — в $4 млн, — уверяет украинский директор. — Перед дольщиками мы регулярно отчитываемся о ходе проводимых работ. Так что не стоит верить всяческим слухам…

Тем временем одни игроки сменяют других на зеленом поле. Но одновременно больше трех человек в гольф не играет. От общения с журналистами большинство посетителей отказывается: «Мы пришли поиграть в гольф, а не интервью давать».

Чемпионка белорусского открытого чемпионата по гольфу Юлия сидит на скамейке с расслабленным видом. Она говорит, что работает юристом. А к игре в гольф ее приучили литовские друзья. Юлия постоянно ездит в минский гольф-клуб, хотя игра в Беларуси стоит чуть дороже, чем в соседней Литве: «Пока что нас здесь все устраивает, но клуб только открылся, посмотрим, что будет дальше».

Тренер по гольфу из Нидерландов Робин переехал в Минск шесть недель назад. Молодой человек с высшим образованием, он выбрал незнакомую голландцам Беларусь по собственному желанию.

«Когда я сказал своей семье, что буду работать в Беларуси, они ответили: „Ты сумасшедший! Зачем ты едешь в Россию? Это же дикая страна!“ Да, есть очень много стереотипов о Восточной Европе. Но, знаете, я из Голландии, и про мою страну тоже есть много стереотипов: наркотики, марихуана… Я уже шесть недель в Минске, и мне здесь очень нравится. По вечерам гуляю в городе, захожу в ресторанчики известных мне сетей, таких как Golden Coffee. Окружающие меня люди, в том числе мои коллеги, всегда дружелюбны и готовы прийти на помощь, когда возникают трудности с языком. Если кто-то из моих клиентов не говорит по-английски, то коллеги выступают в роли переводчиков… Должен сказать, что мои клиенты — очень милые люди. Я уже не первый год работаю в гольфе, вел занятия с людьми, у которых в банке миллионные счета. Могу вам сказать, что количество нулей банковского счета никак не влияет на благодушный характер посетителей и уважительное отношение к тренеру по гольфу», — говорит Робин.