Парашютист Антон Кузьменко: «У белорусов есть возможность прыгать с парашютом бесплатно»

 
7262
03 сентября 2013 в 14:30
Источник: Татьяна Никитина. Фото: Аркадий Соболев, личный архив. Видео: личный архив
Источник: Татьяна Никитина. Фото: Аркадий Соболев, личный архив. Видео: личный архив
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Этому человеку на земле тесно. Он полон энтузиазма и всегда готов бросить вызов стихии. Вот уже шесть лет Антон Кузьменко покоряет небо. Абсолютный чемпион Европы и обладатель Кубка мира по классическому парашютному спорту рассказал Onliner.by, как можно стать парашютистом, сколько стоит прыжок и о чем не нужно беспокоиться, паря в воздухе.

«Я учился в колледже связи на техника по телекоммуникациям, но по специальности не работаю», — рассказывает Антон.

В парашютный спорт наш герой пришел, когда ему исполнилось 15 лет. «Хотел сделать один прыжок. Денег у меня, конечно, не было. Мне сказали, что я могу заниматься бесплатно, — вспоминает спортсмен. — Я записался, прошел медкомиссию и сделал три прыжка. Мне очень понравилось!»

Антону предложили продолжить обучение и заняться профессиональным спортом. «Тогда у меня были проблемы со спиной — искривление позвоночника. Более серьезную медкомиссию я не прошел. Вернулся только через год, когда здоровье наладилось, — говорит экстремал. — Сначала прыгал с обычным круглым парашютом, а потом уже со спортивным „крылом“».

«Когда человеку 15, то ему все интересно. Он может преодолеть любые преграды. Как правило, молодым легче дается такой спорт, — рассказывает собеседник. — Тогда мне не нужно было думать, как себя обеспечивать. Мог заниматься только прыжками. Часто убегал из школы на тренировки».

Страх перед неизвестным, конечно же, был. Первый прыжок дается особенно тяжело. «Это борьба с самим собой. Я вцепился в поручень в самолете, очень волновался. Когда открылась дверь, удивился, что земля так далеко. Стал на исходную, а сердце дико бьется, — вспоминает Антон. — После команды „пошел“, все мысли отбрасываются. Я помню дикий свист в ушах, прилив адреналина и то, как дернул кольцо. Ощущения были настолько новые, что врезались в память».

Чтобы привыкнуть к свободному падению, необходимо много времени. «Можно делать уже тридцатый прыжок, но все равно каждый раз как первый. Ты еще не можешь хорошо управлять стихией и не знаешь, с чем столкнешься в прыжке. Эти ощущения самые яркие. Сейчас я уже не могу их испытать, потому что пресытился», — объясняет Антон.

В детстве парень не мечтал стать летчиком или парашютистом. Однако небо все же манило. «Я просто увлекался авиамоделированием. Но все изменилось, когда пришел на Боровую и увидел всех этих людей. Там особенная обстановка», — рассказывает наш собеседник.

Сегодня парень мечтает о карьере летчика. «На базовом уровне умею управлять самолетом. Я никогда не поднимал самолет в воздух и не приземлял, но летчик может доверить мне штурвал. Это не так сложно», — говорит наш герой.

Также Антон планирует попасть в сборную Вооруженных сил по парашютному спорту. «У нас есть сборная, где спортсмены, взращенные ДОСААФ, профессионально тренируются. Там хорошие зарплаты. Им не нужно беспокоиться, где взять деньги, где работать. Они могут спокойно прыгать и защищать честь страны», — поясняет парень.

Парашютизм считается экстремальным спортом. Тем не менее, наш герой утверждает, что парить в небе безопаснее, чем переходить улицу или управлять автомобилем. «Парашютная техника и методики подготовки сейчас совершенны. Несчастные случаи происходят крайне редко. Если все делать по инструкции, то никогда ничего не случится, — уверяет Антон. — Если откажет парашют, то всегда есть запасной, который уж точно раскроется. Есть специальное устройство, контролирующее скорость спортсмена. Оно раскрывает запасной парашют, если человек сам этого не сделал».

При выполнении акробатических прыжков нередки травмы. Если спортсмен потерял сознание и вовремя не раскрыл парашют, страхующий прибор спасет жизнь. «Бывают глупые смерти. Когда люди забывали не только включить прибор, но и до контрольной высоты раскрыть парашют. Все эти случаи досконально изучаются всеми аэроклубами, чтобы такого не повторялось», — говорит наш собеседник.

Куда более распространены травмы на земле. «Неправильно приземляются и ломают ноги, — рассказывает парашютист. — Новички часто травмируются из-за несобранности. Приземляясь, ноги нужно держать вместе!»

Ежегодно на обучение в аэроклубе проводится набор молодых спортсменов. «В Беларуси классический парашютизм финансируется государством. Люди от 15 до 20 лет могут пройти обучение и сделать три прыжка. Все это бесплатно. В дальнейшем можно стать спортсменом и участвовать в соревнованиях», — говорит Антон.

Впрочем, прыгнуть с парашютом может любой желающий. «Есть платный курс. Здесь возраст не имеет значения, — дополняет герой. — С вами прыгнут сразу два инструктора, будут держать и следить за действиями».

Любителей-парашютистов в нашей стране можно пересчитать по пальцам. «У нас мало таких людей. Я знаю человек десять. Нужно быть обеспеченным, чтобы постоянно прыгать, — говорит экстремал. — Некоторые ездят в Россию или в Украину, потому что там все это дешевле. У нас прыжок стоит $40—50. Любитель может купить себе личный парашют. Он обойдется примерно в $5 тыс.».

Люди с повышенным давлением, лишним весом и плохим зрением (ниже 0,6) к прыжкам не допускаются. Даже любители должны проходить предварительную медкомиссию. Путь в небо закрыт и юным белорусам. Прыгать с парашютом можно только с 16 лет.

Если все подготовительные этапы позади и самолет уже взмывает ввысь, назад пути не будет. «Бывает такое, что человек испугался и отказывается прыгать. Но ему не предоставляется возможность отказаться, — смеется Антон. — Вытолкнем. Если уже принял решение, то нечего себя изводить. Надо расслабиться и лететь».

На счету Антона уже 1730 прыжков. «Если долго не прыгаешь, начинается ломка. Например, зимой. Хочется выйти и насладиться этим чувством свободы, когда ты падаешь, а под тобой целая земля, — рассказывает наш герой. — Спорт научил меня ставить четкие цели и достигать их. Нужно лет 6—7, чтобы выйти на высокий уровень».

«У нас классический парашютизм зародился еще при СССР. Белорусские парашютисты выполняют два вида упражнений. Первый — это когда нужно прыгнуть с высоты 1000 метров, раскрыть парашют и, приземляясь пяткой попасть в цель размером 2 см. А второй — это уже индивидуальная акробатика. С высоты 2200 метров спортсмен должен скрутить комплекс из шести фигур за минимальное время», — объясняет собеседник.

Уровень профессионализма нашей команды довольно высок. «Сохранилась отличная школа парашютизма. Мы составляем хорошую конкуренцию и россиянам, и немцам, и чехам. У нас сильная команда, — говорит герой. — У нас есть матерые спортсмены. Например, Олег Фомин в прошлом году стал абсолютным чемпионом мира. В стремлении и энтузиазме он даст фору любому молодому парашютисту».

На прошлой неделе белорусская сборная по классическому парашютному спорту привезла домой 13 медалей. Наши спортсмены очень достойно выступили на чемпионате Европы и Кубке мира, завоевав золотые, серебряные и бронзовые медали. «На соревнованиях спортсмен — лицо страны. Мы с китайским спортсменом боролись за первое место на Кубке мира среди юниоров, — рассказывает парень. — В тот момент я почувствовал большую ответственность за страну: или Беларусь окажется на первом месте, или Китай. Был такой мандраж!»

«Наши спортсмены в шоколаде. Мы можем прыгать по 300 раз в год, бесплатно заниматься. Чего не скажешь о других странах. Например, в Украине уже нет бесплатных прыжков. Там спортсмены сами все оплачивают, — говорит экстремал. — Правда, иногда нам не хватает парашютов. Было бы хорошо закупить американские: они самые хорошие».

Родственники Антона все еще беспокоятся. «Родители вначале были шокированы. Отцу я сразу сказал, что буду прыгать с парашютом, а маме — непосредственно перед прыжком. Она до сих пор волнуется, когда я на соревнованиях», — говорит спортсмен.

Парашютизм — не единственный вид спорта, который привлекает нашего собеседника. «В прошлом году впервые стал на сноуборд. Мне очень понравилось! — восхищается парень. — Не собираюсь останавливаться, буду заниматься. Еще очень люблю велосипед».

Рецепт успеха нашего героя прост. «Нужно сильное желание. Это один из мощнейших стимулов, — говорит Антон. — Человек должен быть искателем, экспериментатором и никогда не сдаваться».