День без бумажных денег: можно ли прожить в Минске, расплачиваясь исключительно «пластиком»?

 
1187
18 сентября 2013 в 13:35
Источник: Валерия Гаврушева, «Народная газета». Фото: Алексей Матюшков
Источник: Валерия Гаврушева, «Народная газета». Фото: Алексей Матюшков

К 2016 году в Беларуси поставлена задача довести долю безналичного денежного оборота в сферах розничной торговли и услуг до 50% — это примерно в три раза выше сегодняшнего показателя. Что тормозит развитие безналичного расчета, и какие меры призваны исправить ситуацию? Об этом пишет «Народная газета».

Чтобы понять, почему в наших кошельках еще хранятся достаточно крупные суммы наличными, корреспондент «НГ» попыталась прожить день без бумажных денег.

* * *

Очередь недовольна: наличкой — быстрее

Неудобства начались с самого утра: чтобы приобрести жвачку и батарейки, пришлось немного отклониться от маршрута и вместо ларька идти в павильон «Белсоюзпечати». К оплате — 14 550 рублей, протягиваю продавцу карточку. Слышу усталый вздох мужчины, стоящего за мной в очереди: мол, покупка небольшая, можно и наличкой оплатить. К слову, специалисты отмечают, что развитие системы электронных платежей тормозит и психологический фактор. Например, будь это обычный день, я оплатила бы покупку наличными, чтобы не задерживать людей в очереди. Наиболее же значимой причиной отказа населения от оплаты «пластиком», по данным маркетинговых исследований, является страх неуспешного платежа из-за нехватки денег на счете. Но эту проблему решить просто: уточнить баланс можно перед совершением покупки, позвонив в банковский процессинговый центр и назвав номер карты и кодовое слово.

В парикмахерской карточку не взяли

Второй раз карточку пришлось достать, рассчитываясь за обед. К счастью, в общепите проблем с терминалом не возникло. Зато следующий расчет пришлось осуществлять за наличные: в парикмахерской «пластик» не принимали. Последним пунктом стал поход в магазин. Конечно, платежный терминал там имелся, но расплачиваться по нему желания не возникало: ответный сигнал шел несколько минут. «Не могут нормальный терминал купить, это старье еле работает», — комментирует женщина в очереди. На самом деле причина не в терминале, а в коммуникациях. «Зачастую оборудование, стоящее на кассе, дозванивается по обычному телефону, что и приводит к долгому ожиданию ответного сигнала, — прокомментировал начальник отдела банковского оборудования и технологий ООО „Туссон“ Павел Дергай. — Вины банка в этом нет, проблема в том, что на торговой точке отсутствует сотовая связь и оборудование не может работать по GSM-технологии. Решена проблема будет в первую очередь в том случае, если сотовые операторы улучшат качество связи в проблемной точке».

Итого за день — 303 тыс. рублей оплачено карточкой, 140 тыс. — наличными. В месяц совершать бо́льшую часть покупок безналичным путем может быть затруднительно: покупка продуктов питания на рынке, одежды в торговом доме, услуги салона красоты и другие крупные расходы пока предусматривают расчет наличными. При этом потенциал установленного оборудования используется не полностью, и это можно понять: зачем идти в магазин, чтобы расплатиться карточкой, если аналогичную покупку можно совершить и в ларьке по дороге, зачем ждать ответа терминала, если продавец даст сдачу значительно быстрее?