Белорусская студентка бросила филфак БГУ ради высшего образования во Франции

 
6377
03 октября 2013 в 8:30
Автор: Денис Блищ. Фото: Onliner.by
Автор: Денис Блищ. Фото: Onliner.by

Юлия уже третий год живет во Франции. Она родилась в Минске, окончила лицей и три курса филфака БГУ, но в какой-то момент решила круто изменить свою жизнь: перебраться в другую страну и получить высшее образование за рубежом. Сейчас она защитила диплом по специальности фотографа. О том, чем отличается высшее образование здесь и там, — в интервью для Onliner.by.

— Еще в детстве я твердо решила, что хочу стать журналистом, — объясняет причины переезда Юлия. — Начала публиковаться в белорусских газетах, предлагала им какие-то идеи, но со временем фотография понравилась больше: отец всю жизнь с фотоаппаратом на шее, он профессиональный репортер. Потом был лицей БГУ, олимпиады по языкам, три курса филологического факультета… Наконец, туристическая поездка в Париж как подарок от родителей на 20-летие. Вернувшись обратно, я сказала, что в следующем году переезжаю учиться во Францию.

Юля переехала. Искомый вуз и специальность нашлись по интернету — на факультете первые два курса изучают современное искусство, затем еще два — фотодело. Оказывается, никаких сложностей с этим нет:

— Для того, чтобы стать студентом во Франции, необходимо написать так называемое мотивационное письмо, изложить в нем рассказ о себе, выборе профессии, — говорит Юлия. — Конечно, приложить кое-какие документы: переведенный аттестат, различные справки.

На самом деле для иностранцев основная проблема заключается в языковом барьере.

— Я учила французский в школе, но в БГУ поступила на славянскую филологию. Наиболее интенсивно подтягивать язык стала за пять месяцев до экзамена в посольстве. Этого хватило. При поступлении знание оценивается по шестибалльной системе, экзаменуемый обязан знать французский хотя бы на четверку.

Легкое поступление не предвещает легкого обучения. Казалось бы: такая либеральная система может грозить крайне низким уровнем студентов, но нет. Многие не выдерживают и первой сессии, на второй курс переходят только те, кому действительно хватает способностей и усидчивости. И кто, конечно, не ошибся с выбором профессии.

О брошенном филфаке Юлия не жалела. Родители предложили ей все же закончить вуз в Беларуси, а уже потом искать себя за границей, но девушка решила по-своему. Вспоминает, что во время заполнения обходного листа в библиотеке сотрудницы «посоветовали» ей больше сюда не возвращаться.

— С переездом мне, конечно, помогали родители, — продолжает Юля. — Материальная помощь от них была очень кстати: Париж дорогой город. С жильем повезло: случайное знакомство вывело на ассоциацию, занимающуюся помощью таким, как я. Небольшой взнос в 20 евро — и у меня своя квартира в престижном районе за скромную сумму. Арендовать жилье не так и просто: нужна работа и гарантии хозяину моей, скажем так, благонадежности. Формальности утрясает как раз вышеназванная ассоциация.

— Я закончила бакалавриат университета Париж 8 Сен-Дени, — рассказывает Юлия. — Здесь у каждого вуза есть свой порядковый номер и приставка в виде название пригорода, в котором он находится. Например, Сорбонна имеет номер 1. Экономическая составляющая обучения даже по белорусским меркам выглядит несущественной: год на факультете стоит около 160 евро: сумма взносов за пользование библиотекой, какими-то бытовыми принадлежностями и услугами. За все остальное платит государство.

Да, студенты оплачивают еще обязательные страховки, их сумма может доходить до 300 евро, однако во Франции действует несколько социальных программ, позволяющих снижать издержки у людей с малым доходом. Очередное мотивационное письмо в профильное ведомство — и вуаля! — часть суммы возвращается в прохудившийся было карман.

— Зачем Франции тратить деньги на обучение иностранцев?

— Я думаю, основная идея — в распространении французской культуры по миру, — размышляет Юлия. — При Саркози легально остаться в стране было почти немыслимо, со сменой политической верхушки появились кое-какие послабления, поэтому, возможно, здешнее образование может пригодиться в здешней же экономике.

Студенту во Франции практически нереально учиться и при этом не подрабатывать. Белорусская иждивенческая модель здесь не прокатит: несмотря на мощную социальную составляющую, в Париже хватает капитализма.

— По приезде я почти сразу устроилась на работу, — продолжает Юлия. — Это было недавно открывшееся кафе, набиравшее новую команду в 40 человек. Наверное, мне опять повезло — сразу же найти неплохое место. Зарплаты хватало на жизнь, но родители продолжали присылать деньги. Я их откладывала на крупные покупки: смартфон, компьютер. Затем из-за загруженности пришлось найти работу с меньшим количеством часов и меньшей зарплатой. Родители стали помогать больше.

Аренда квартиры в Дефансе обходится белоруске в 400 евро. Это менее половины ее дохода.

Мы интересуемся у Юлии, почему, по ее мнению, немногие молодые белорусы ищут образование за рубежом. Девушка удивлена:

— Из моих одноклассников по лицею практически никто не остался в Беларуси. США, Евросоюз — многие уехали искать счастья за рубежом. Тот, кто не готов на переезд, возможно, имеет личные на то причины или просто не хочет покидать зону комфорта, что-то менять… В любом случае работу найти несложно, больших капиталовложений учеба за рубежом не требует. В целом я рекомендую ехать за образованием в другую страну, не обязательно во Францию.

А вот иностранцам Юлия не рекомендует выбирать Беларусь в качестве места обучения. Девушка считает, что наша страна не готова к передаче реальных практических знаний, а уход в науку после белорусского вуза либо нереален, либо не обеспечит материальную составляющую жизни.

Как и любые «понаехавшие», иностранцы во Франции более организованные, нежели местные жители. Готовы настойчивее учиться, больше работать и большего добиваться.

Сейчас Юлия продавец-консультант в бутике на Елисейских полях, занята всего два дня в неделю. Несмотря на это, работники-иностранцы в таких магазинах ценятся, они, как правило, знают больше языков. Русский, английский, французский — как раз тот набор, который необходим на центральной торговой улице Парижа.

— Если бы вы спросили меня год-два назад, готова ли я уехать после окончания вуза из Франции, я бы твердо ответила «нет», — утверждает Юлия. — Сейчас мои взгляды поменялись: оставаться в стране и при этом работать продавцом в бутике не хочется, лучше сменить место проживания, но устроиться на любимую работу. Неважно, на каком языке говорят вокруг: родном, французском или английском.

При Франсуа Олланде во Франции произошло много политических изменений, сыгравших на руку иностранцам. Например, фрилансерам (!) теперь можно легально находиться в стране и пользоваться благами республики.

— У меня уже есть кое-какие заказы в Париже (например, съемка портретов молодых актеров), но пока это не приносит существенного дохода. Белорусское журналистское портфолио во Франции местную прессу не интересует, редакции ждут готовые темы «сделанные так-то и так-то».

Юлия признает, что практическое применение полученных знаний в университете — больной вопрос. Найти хороший творческий проект для молодого фотографа сложно, но мало кто готов «набивать руку» съемкой интерьеров для сайтов аренды квартир или чего-то подобного. Однако у девушки нет ощущения, будто во Франции люди учатся ради учебы, получают одну корочку за другой и процесс этот неостановим. По ее словам, такое явление чаще встречаешь на родине.

Впервые за три года Юлия побывала этим летом в Беларуси. Мы не могли не спросить, какие изменения она заметила. Есть плюсы: внешне уровень доходов вырос, люди стали «стильно» одеваться, ездить на лучших машинах, ходить в заведения. «Разбили сердце» непонятные постройки в центре города… Но по Франции девушка скучает тоже. Смеется: «С таким вкусным сыром невозможно забыть страну».

— Я бы смогла вернуться навсегда, если бы нашла в Беларуси работу своей мечты, — поясняет Юлия. — Но, пожалуй, сейчас это невозможно, хотя прогресс очевиден. При этом Беларусь остается одной-единственной родиной, и второй — Франции — у меня не будет никогда.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by