Пружина в пельменях, зубочистка в селедке и ртуть в пиве — что белорусы находят в продуктах

 
2602
16 октября 2013 в 11:49

По словам эксперта общественного объединения «Минское общество потребителей» Игоря Ковбасы, только в их организацию (а подобных структур существует немало) ежемесячно поступает около тридцати жалоб на качество продуктов питания. И во многих случаях поводом для претензии становятся найденные в них посторонние предметы. Иногда весьма экзотические.

«Недавно к нам обратился покупатель молока, обнаруживший на дне пакета слизняка. Чуть раньше поступила похожая жалоба: в кефире был найден червяк, — вспоминает эксперт. — Летом довольно часто в кондитерских изделиях обнаруживается плесень. Как-то родители купили ребенку торт, чтобы отметить день рождения. Внешне торт выглядел безупречно, срок его годности не истек, а внутри — сплошная плесень».

В практике Минского общества потребителей бывали разные случаи. К примеру, накануне своей свадьбы девушка купила в магазине слоечку, надкусила ее и… сломала зуб. Это за два-то дня до торжества! Как выяснилось, в тесто из-за несоблюдения технологии приготовления попал очень твердый запеченный комок.

Не так давно Минское общество потребителей зарегистрировало случай, связанный с пельменями. Во время обеда мужчине в десну вонзился осколок стальной пружины. А ведь «счастливый пельмень» мог достаться маленькому ребенку. Как выяснилось, металл попал в продукт во время замеса теста на фабрике: на одном из станков лопнула пружина. Кстати, точно так же несколько лет назад в бутылку с пивом угодила ртуть: пролилась из установленного на оборудовании и разбитого ртутного градусника.

Еще одна жалоба: человек подавился торчавшей из селедочного рулетика… зубочисткой. И здесь свою роль сыграл человеческий фактор: работник, который должен был вручную извлекать из рулетиков зубочистки, скрепляющие их в процессе производства, отвлекся от выполнения своих обязанностей.

«В последнее время широкое распространение получила тушенка из мяса птицы, продаваемая в стеклянных банках, — констатировал Игорь Степанович. — В них покупатели часто находят перья, которые можно считать инородными предметами. Как и примеси в пакетиках с семечками. Чего там только ни находят: траву, всевозможный сор, клопов и прочую живность. И эти посторонние добавки проходят вместе с продуктами питания все этапы кулинарной обработки. К слову, камешки в крупах тоже считаются побочными предметами и могут на вполне законных основаниях вызвать претензии потребителей».

По словам председателя правления ОО «Минское общество потребителей» Ирины Астафьевой, в Беларуси нет четкого механизма защиты потребителей, однако свои права отстоять все же можно.

«При явных признаках ненадлежащего качества продукта питания покупатель первым делом должен обратиться в магазин, где он был куплен, — пояснила Ирина Ивановна. — Продавец обязан рассмотреть жалобу и либо вернуть деньги за товар, либо произвести его замену. Это так называемое возмещение материального ущерба».

Нужно сказать, что продавец практически всегда старается урегулировать конфликт мирным путем. Например, из примерно 30 жалоб, поступающих в Минское общество потребителей, 25—27 «погашаются» мирным путем. Дело в том, что при заключении договора поставки с субъектом хозяйствования продавец оговаривает вероятность возврата от потребителя продукции, и все издержки ложатся не на продавца, а на производителя.

В большинстве случаев претензии потребителей удовлетворяются, даже если у них не сохранился кассовый чек. Факт покупки фиксируется на кассовой ленте. Да и на упаковку многие магазины наносят свои «опознавательные знаки».

Второй шаг — возмещение морального ущерба, если вы на этом настаиваете. Так как согласно закону о защите прав потребителей продавец не обязан возмещать моральный ущерб, покупатель некачественного продукта питания может обратиться с иском в суд.

Если вы думаете доводить дело до суда, Ирина Астафьева советует сохранить соответствующие улики: сфотографировать товар со всеми его изъянами, заручиться свидетельскими показаниями, возможно, даже заморозить быстро портящуюся продукцию. Суд должен принять во внимание эти детали.

То же касается возмещения физического вреда (если инородным предметом, содержавшимся в продукте питания, была нанесена травма). В этом случае сразу же после инцидента необходимо обратиться к врачу, который даст заключение о причине травмы, и зафиксировать факт покупки товара в определенном магазине (возместить материальный вред). А после этого — опять-таки в суд.

«В некоторых случаях доказать несоответствующее качество товара может только экспертиза, которую в связи с несовершенством системы защиты прав потребителей провести довольно сложно, — признает Ирина Ивановна. — Например, кто возьмется оценить гречневую крупу, в которой потребителю попался камешек? Однако даже „бракованную“ крупу можно вернуть в магазин, ведь продавцу гораздо выгоднее сохранить симпатию покупателя, чем спорить с ним из-за небольшой суммы денег».

Выиграв суд, можно ожидать различных компенсаций. Однако специалисты предупреждают, что на особые барыши рассчитывать не стоит. Скорее, это будет не прибыль в ваш карман, а убытки для продавца и производителя. Именно поэтому в Беларуси не получает распространения так называемый «потребительский экстремизм».

«Теоретически можно в ту же гречку насыпать камешков и попытаться устроить скандал, — делится соображениями Ирина Ивановна. — Однако подобный подлог грозит наказанием для самого скандалиста. Назначенная судом экспертиза может точно доказать, был ли камешек в крупе изначально, или он попал туда из огорода жалобщика. Недавно, например, в глазированном сырке нашли гайку. С помощью ряда процедур можно точно определить, была она в сырке изначально или ее засунул „вредный“ покупатель».