Ярмарка вакансий в Минске: распространитель лотерей, «МакДональдс» и квартира для кассира

 
7807
24 октября 2013 в 16:10
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

В первой половине дня в Минске прошла ярмарка вакансий. Судя по людскому движению во всех направлениях, рынок труда сейчас бурлит. Люди ищут лучшие условия, а многие работодатели пытаются найти хоть кого-нибудь. Сегодня в почете не столько узкие специалисты, сколько пара обычных рабочих рук, принадлежащих человеку с головой на плечах: уборщику, грузчику, слесарю или водителю.

Сложно сказать, кого на ярмарке больше. Люди разного возраста, обоих полов и разного достатка топчут тропинку от одного столика к другому в поисках лучшей доли.

— У меня сын есть, можно ему работать два через два кондуктором? — интересуется пенсионерка.

— Конечно, пусть звонит, — отвечают ей транспортники, расположившиеся у входа.

— Водитель сейчас может зарабатывать 9 млн рублей, работая 176 часов в месяц, — рассказала представительница отдела кадров столичного автопарка №5. — В этот же месяц входят 8 выходных по скользящему графику, правда, график работы не самый легкий: первая смена с четырех утра, вторая — до часа ночи.

— Женщины интересуются вакансией?

— Да, мы, кстати, единственный автопарк, где водителями автобусов работают две женщины. Скоро будет три. Им разве что автобусы поновее дают, а так работают на общих условиях.

Второй строчкой в поисковых листах прописаны кондукторы. Можно работать кондуктором на полную ставку, половину или четверть ставки. Напротив вакансии кондуктора стоит цифра 5—7,5 млн рублей.

Метрополитен ищет рабочих и мастеров для работы в тоннелях. Здесь дополнительным фильтром является медкомиссия.

— Жилье дадите? — интересуемся мы.

— Поставим в очередь в общежитие, — отвечают кадровики метрополитена. — Дом должен строиться, но проект вынашивается очень давно, поэтому точно неизвестно, когда он будет.

У каждого на столе бланки с табличкой из двух-трех полей: вакантная должность, зарплата, контактный телефон. Львиная доля — в районе официальных пяти сотен долларов.

Представительницы коммунального предприятия «Экорес» скучают. По табличке видно, что они ищут сортировщиков мусора.

— 4 млн рублей, 32 дня отпуска, пенсионная страховка, талоны на молоко, — приглашают они на работу и признаются: — Не очень хотят идти на зарплату меньше 6 млн рублей. Но алкоголиков брать не будем.

По двум этажам ярмарки разбросаны представители розничных сетей. В «Евроторге» зарплаты поменьше, чем в их же листовках в метро: кассир — 5,8 млн, продавец — 5,2 млн, уборщик — 4,3 млн.

4,7 млн кассиру ежемесячно дает сеть «Рублевский». Это при графике «два через два». Правда, у «Рублевского» есть еще один очень весомый аргумент.

— Приезжим кассирам мы помогаем с жильем, — рассказала сотрудница отдела кадров сети. — Примерно 20 кассирам мы снимаем жилье (из зарплаты вычитается небольшая доля, примерно равная коммунальным платежам), еще десятку частично компенсируем.

Рядом компания Fenox. Обещают 7 млн грузчикам. За несколько минут до нас стенд компании посетила женщина, которая пыталась устроить на работу своего будущего зятя:

— У меня дочка встречается с парнем, надо ему работу найти, а то они, наверное, поженятся…

Вот-вот закончат переносить сроки сдачи «Чижовка-Арены» и комплекс наконец откроется. Здесь рабочие нужны «пачками». Уборщица, которая хочет помочь стране достойно провести чемпионат мира, может рассчитывать на «три с хвостиком» миллиона рублей при графике «день через два».

При нас в «Арену» пытался устроиться мужчина предпенсионного возраста. По его словам, он только что вернулся из России, со стройки. Сам — холодильщик.

— Какая у вас станция метро и зарплата? — интересовался он. — Меньше, чем на стройке?

— 4 млн, — пожимая плечами, отвечали представительницы новой столичной гордости.

— А, ну нормально, — мужчина был готов выходить на работу хоть завтра.

Самое грустное впечатление производили сотрудницы жилищного хозяйства города. Они давно и безуспешно пытаются закрыть вакансии дворников, которые официально называются «работниками по комплексной уборке».

— Какая у вас зарплата? — первой идет в атаку представительница ЖРЭО района. И не дождавшись моего ответа, спрашивает: — Вы пойдете работать за 3—3,5 млн с одним выходным, контролирующим начальством и ворчащими и вечно недовольными жильцами?

Мы отказались. Государство пытается помочь ЖЭСам, направляя обязанных (тех, кто должен стране денег, но не имеет желания расплачиваться), но лучше не становится. В данном ЖРЭО работает лишь один из трех. Второй в розыске, третий судится.

Продолжает искать главного технолога «Белрыба». Видно, что на 8 млн никто не хочет идти. А может, запах рыбы не нравится, как одной кандидатке на вакансию уборщицы. При этом люди по возможности сохраняют человеческое лицо. Отдел кадров «Белрыбы» обещал помочь инвалиду третьей группы с плохим зрением, дав ему возможность работать уборщиком. Зарплата маленькая — 2 млн, но в данном случае вопрос полезности важнее.

На втором расположился «МакДональдс». Карьерный путь в нем начинается с позиции «член бригады ресторана». Такова первая ступень. Человек начинает с уборки, затем его потихоньку подпускают к кассе и кухне. В час работник сети получает 23,7 тыс. рублей. При работе 168 часов в месяц — 5,4 млн рублей.

— Есть у вас можно?

— Включен бесплатный обед: сэндвич, картошка, напиток, десерт.

— А менеджером как наняться?

— Менеджеры вырастают из работников.

К «МакДональдсу» подходят люди разных возрастов. Пенсионеры интересуются вакансиями уборщиков, хотя могли бы…

— В ресторане в Уручье за кассой работает взрослая женщина, — делятся сотрудники сети.

Наконец, «Белорусские лотереи» ищут распространителей, подбадривая сомневающихся:

— Приходите, чего дома сидеть!

Продавец билетов получает место на арендуемой компанией территории, пачку билетов и процент от продаж. Говорят, накануне Нового года и праздников можно получить 5—6 млн рублей. Остальное зависит от личного желания.

— Я не очень хорошо отношусь к холоду, — жалуется одна женщина на перспективу продавать билеты на улице.

— Давайте найдем вам место в магазине. Вы в каком районе живете?

— Серебрянка, но я там не буду работать. Меня там многие знают как главного бухгалтера. Я стесняюсь быть распространителем билетов.

— Без проблем. Найдем для вас место в любой части города.

Да, «лотерейщики» были самыми жизнерадостными на этой ярмарке.