Фоторепортаж: в Минске показали беспилотный катер с белорусскими «мозгами»

 
2685
25 ноября 2013 в 19:14
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский

Не стоит думать, что мы живем исключительно в мире наклеечных мониторов и огуречных комбайнов. Белорусские компании порой прикасаются к элитным сферам, которые «приватизировали» продвинутые страны. Нынче на повестке днях беспилотные технологии. В 2012-м в стране презентовали первый отечественный беспилотник «СТЕРХ», а сегодня журналистам показали еще одну новинку — беспилотный катер. В его разработке самое непосредственное участие приняли белорусские специалисты. Представляем наш фоторепортаж.

На мониторе «гугловская» карта, за клавиатурой оператор Алексей. Он бьет по клавишам, и небольшое суденышко, пришвартованное на Цнянском водохранилище, в Центре водолазно-спасательной службы РОСН МЧС, отчаливает от пристани. На мониторе проплывают тени элитных коттеджей, коих в округе немало, а беспилотник неспешно петляет по водоему. Алексей говорит, что может хоть на Кубе отдыхать: задать координаты, сформировать маршрут и наблюдать за картинкой, которую показывает камера, оператору можно из любой точки мира.

Официально новинка называется так: многоцелевой морской беспилотный комплекс. Его разработка велась под эгидой Делового клуба Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В проекте участвуют три страны: Россия, Китай и Беларусь. Роли разделили следующим образом. Катер спроектировала и построила компания «Композитное кораблестроение» из Санкт-Петербурга. Полимерные материалы представило китайское предприятие Sino Polymer. Белорусская компания ООО «Кванд Ис» разработала программное обеспечение, изготовила систему автоматического управления и интегрировала ее в судно.

— У нас софтверная компания, с морем я не связан никак — разве только дайвингом занимался, — признается ее директор Сергей Тыцык. — Но с беспилотными системами работаем не первый год, поэтому, наверное, на нас и вышли специалисты из ШОС.

В составе комплекса — скоростной беспилотный катер (их может быть несколько) и пункт управления. Применять новинку можно как в море, так и во внутренних водах.

По словам специалистов, беспилотный комплекс позволяет выполнять задания в удалении от берега до 360 километров в течение 5 суток с использованием спутникового канала передачи данных. Длина катера — около 6 метров, ширина — 1,8 метра (в перспективе планируют выпускать и более масштабные аппараты). Максимальная скорость — около 100 км/ч. Грузоподъемность — 300 кг.

На «умном» кораблике, который плавает а акватории Цнянского водохранилища, установлена видеокамера, а можно смонтировать все что угодно — хоть пулемет. Применительно к Беларуси, конечно, специалисты говорят исключительно о гражданских целях использования. Это проведение поисковых и спасательных операций, контроль экологической обстановки, сбор видеоинформации и передача в режиме реального времени на береговой пост управления.

— На рынке только несколько мировых компаний военно-промышленного комплекса делают подобные продукты на промышленном уровне — они работают в Израиле и США, — рассказывает Сергей Тыцык. — Европейские страны только пробуют себя. Сейчас мы работаем с министерствами и ведомствами, чтобы определить, в каких сферах лучше использовать комплекс. Законодательной базы пока нет — все надо создавать с нуля. Нас пригласили в Сочи, чтобы мы могли осуществлять там мониторинг. Пока дальнейшая разработка, испытания будут проводиться под присмотром военных.

— Эксперты прогнозируют взрывной рост в развитии беспилотных морских комплексов, — продолжает директор белорусской компании. — По многим причинам, в том числе в связи с проблемой роста наркотрафика, пиратства, торговли людьми. Стоимость труда в европейских странах высокая. Никто не хочет cейчас идти в море, а беспилотники — это реальная экономия, в том числе на работниках, зарплатах, пенсиях, это снижение рисков. Многие страны уже интересовались разработкой. В частности, она может пригодится при охране шельфа. Да и в рыбоохране, там, где браконьерство имеет промышленные масштабы. Ведь человеческий фактор здесь полностью исключен — нарушитель и инспектор не контактируют.

— Разве бедное белорусское министерство сможет позволить себе беспилотный катер для охраны рек и озер? — не верим мы.

— Почему нет? Мы не говорим, что это очень дорогой комплекс. Летательные аппараты стоят дороже. «СТЕРХ» может упасть, разбиться, а здесь риск минимальный. Внутри фактически нет полостей, катер непотопляем. Даже при простреле из автомата он будет оставаться на плаву, пока топливо не вытечет или не поломается оборудование.

— Белорусские беспилотные технологии продвинулись очень далеко, — нахваливал наших производителей заместитель директора Делового клуба ШОС Владимир Горбановский. — Ваши информационщики сейчас на передовых позициях в мире.

— Сегодня это научный проект, а не коммерческий, — считает Сергей Тыцык. — Для Беларуси очень важно, что и мы причастны к продукту уровня сверхдержав.

Что ж, летающий беспилотник в стране уже есть, плавающий — также. Осталось соорудить беспилотный трактор, подумали после презентации мы. Вот была бы действительно полезная штука! И без всяких улыбок. Ведь и в сфере точного земледелия, где давным-давно используют новые технологии, мы отстаем лет на 30—40. Пора догонять.