Золотовалютные резервы Беларуси выросли до $4,19 миллиарда. Аналитик: «Это критичный уровень, нужно как минимум пять»

 
13 531
07 апреля 2016 в 11:12
Автор: Настасья Занько
Автор: Настасья Занько

Национальный банк Беларуси сообщил, что в марте ЗВР выросли на 80,4 млн долларов. Основная причина — поступление первого транша кредита от Евразийского фонда стабилизации и развития и получение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Правда, по мнению экономистов, нынешний уровень резервов все равно остается критичным.

Итак, сейчас в кошельке страны по определению МВФ находится $4,19 млрд в эквиваленте.

— В национальном определении объем золотовалютных резервов увеличился на 131,2 млн долларов США и на 1 апреля составил $4,5 млрд в эквиваленте, — сообщает Нацбанк. — В марте правительством и Национальным банком были погашены в полном объеме внешние и внутренние обязательства в иностранной валюте. Поддержанию золотовалютных резервов способствовало поступление первого транша финансового кредита Евразийского фонда стабилизации и развития, средств от продажи Национальным банком и Министерством финансов Республики Беларусь облигаций, номинированных в иностранной валюте, покупка Национальным банком иностранной валюты на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», а также поступления от взимания экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

К слову, весь прошлый год ЗВР страны держались на отметке $4,5—4,7 млрд. Этот уровень экономисты называют критичным. Для сравнения, в некоторые периоды ЗВР Беларуси достигали $7—8,3 млрд. Такой запас мы имели в 2012—2013 годах. А самый маленький запас ЗВР, по статистике сайта Нацбанка, был в 2003-м — около $400 млн.

— Безопасным считается цифра трехмесячного объема импорта, — объясняет старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб. — Есть более мягкий критерий — двухмесячный объем. Согласно статистике прошлого года, ежемесячный импорт Беларуси составляет $2,5—3 млрд. То есть для безопасности страны нужно, чтобы ЗВР были на уровне как минимум пяти миллиардов, а лучше и 7,5. К слову, еще недавно у нас были ЗВР меньше, чем 1,5-месячный объем импорта. До полутора месяцев он дорос, но не благодаря увеличению резервов, а из-за снижения объемов импорта.

— Что означает критичный уровень ЗВР?

— Это значит, что экономика не генерирует валюту, чтобы возвращать долги страны. И сейчас только одна надежда — на рефинансирование. Пока других выходов нет. Чтобы эта ситуация изменилась, нужно активнее зарабатывать валюту. Для этого нужны структурные реформы: приватизация, закрытие неперспективных предприятий, которые проедают валюту, и так далее. Нужно очень много поменять в экономике и инвестиционном климате. Но пока не видно особых попыток провести реформы. Если уровень резервов продолжит падать дальше, то мы получим дефицит валюты для критического импорта, проблемы с внешними обязательствами и все вытекающие из этого последствия.

Читайте также: